Судья суда Чукотского автономного округа Принцев С.А.,
с участием защитника ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" по доверенности Жарской Л.А.,
при секретаре Петрове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) по Чукотскому автономному округу на постановление судьи Чаунского районного суда от 25 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ГАУЗ ЧАО "Бюро судебно-медицинской экспертизы",
установил:
Постановлением судьи Чаунского районного суда от 25 июня 2015 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения Чукотского автономного округа "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ") в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе на вышеназванное постановление Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу (далее - ТО Росздравнадзора) указывает на ошибочность выводов судьи суда первой инстанции о недостаточности доказательств совершения ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" административного правонарушения, просит указанное постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В судебное заседание ТО Росздравнадзора не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы был извещён надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Защитник ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" по доверенности Жарская Л.А., возражая относительно доводов жалобы, просила постановление судьи Чаунского районного суда от 25 июня 2015 года оставить без изменения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ", изучив доводы жалобы, а также возражений на неё, заслушав защитника ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" Жарскую Л.А., прихожу к следующему.
В силу положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела контроля за медицинской и фармацевтической деятельностью Территориального органа Росздравнадзора по Чукотскому автономному округу Б. по результатам проведения плановой документарной и выездной проверки был составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судья суда первой инстанции пришёл к выводам о том, что должностные лица Территориального органа Росздравнадзора по Чукотскому автономному округу правомочны составлять в отношении ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 КоАП РФ, а также о том, что довод ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" о ничтожности доказательств, полученных в результате проведения ТО Росздравнадзора проверки учреждения до истечения трёх лет со дня окончания проведения предыдущей проверки, не может быть принят во внимание, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии предыдущей проверки и её сроках, в суд не представлено и ходатайств об истребовании таких сведений перед судом не заявлялось.
Нахожу данные выводы ошибочными, основанными на неправильном применении норм процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.20 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Как определено пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти).
Согласно статье 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями.
Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:
1) проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;
2) осуществления лицензирования медицинской деятельности;
3) проведения проверок применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
4) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
5) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
6) проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с данным Федеральным законом;
7) проведения проверок организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами и организациями, указанными в части 1 статьи 89 и в статье 90 данного Федерального закона.
Частью 3 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ предусмотрено, что порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из подпункта "б" пункта 4 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 года N 1152, государственный контроль в части лицензирования медицинской деятельности, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 данного Положения, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291.
Согласно абзацу 3 подпункта "а" и абзацу 2 подпункта "б" пункта 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291, лицензирование медицинской деятельности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в отношении: медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением медицинских организаций, находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, - по 31 декабря 2012 г. включительно, а уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении: медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, - с 1 января 2013 года.
Как следует из материалов дела, Государственное автономное учреждение здравоохранения Чукотского автономного округа "Бюро судебно-медицинской экспертизы" создано на основании постановления Правительства Чукотского автономного округа от 13 февраля 2014 года N 62 для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения. Собственником имущества и учредителем ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" является Чукотский автономный округ.
В силу пункта 7.3.1.1 Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздавнадзор) от 6 июля 2013 года N 2319-пр/13, Территориальный орган осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук.
В связи с изложенным, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу с 1 января 2013 года не осуществляет лицензирование ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" и потому не наделён полномочиями составлять протоколы о совершении последним правонарушений, предусмотренных ст. 19.20 КоАП РФ.
В силу пункта 3 статьи 29.1 и пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, и в случае необходимости выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела, в том числе, неправомочными лицами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении по правилам статьи 29.1 КоАП РФ вопрос о привлечении к административной ответственности разрешается с учетом проверки правильности составления протокола об административном правонарушении.
Согласно положениям статей 29.4, 29.9 КоАП РФ и разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ в абзацах 4 и 5 пункта 4 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возможность возвращения неправильно оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к судебному рассмотрению.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении жалобы на вынесенное по результатам рассмотрения дела постановление возможность возвращения протокола должностному лицу, его составившему, отсутствует.
Протокол об административном правонарушении является обязательным документом по делу об административном правонарушении в большинстве случаев привлечения лица к административной ответственности.
Так, на основании ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4 (возбуждение дела об административном правонарушении прокурором), чч. 1, 3 ст. 28.6 (назначение административного наказания без составления протокола) КоАП РФ.
Исходя из содержания ст. 28.2 КоАП РФ, именно протокол об административном правонарушении является основным итоговым документом по делу, в котором фиксируется факт совершённого правонарушения, формулируется предъявленное обвинение лицу, привлекаемому к административной ответственности, указываются сведения о таком лице, перечисляются доказательства и т.д.
Дело об административном правонарушении, совершённом ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ", не относится к числу исключений, установленных ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, соответственно, составление надлежащего протокола об административном правонарушении по данному делу являлось обязательным.
Отсутствие такого протокола препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении по другим доказательствам, имеющимся в деле.
Учитывая, что в настоящем деле отсутствует надлежащий протокол об административном правонарушении, данное дело является невозбужденным, в связи с чем производство по нему подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Относительно вопроса о проведении ТО Росздравнадзора проверки в отношении ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" до истечения трёх лет со дня окончания проведения предыдущей проверки, прихожу к следующему.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Как следует из части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом данное лицо не обязано доказывать свою невиновность.
Учитывая данные нормы, судья суда первой инстанции при поступлении возражений ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" должен был проверить соблюдение контролирующим органом сроков проведения проверок в отношении данного учреждения, истребовав в соответствии со статьёй 26.10 КоАП РФ сведения о сроках проведения предыдущих проверок ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ", так как эти сведения необходимы для разрешения дела, а не оставлять без внимания указанный довод по причине отсутствия доказательств о проведении предыдущей проверки и её сроках.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент включения плановой проверки в ежегодный план и проведения проверки) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Подпунктами 1 и 2 части 8 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ определено, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В силу части 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ в отношении юридических лиц, в том числе осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утверждённому постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 года N 944, периодичность проведения плановой проверки для такого вида деятельности как оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи установлена не чаще 1 раза в год, при этом определено, что плановые проверки проводят органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утверждённого постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291 определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В силу Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утверждённых приказом Минздрава России от 11 марта 2013 года N 121н проведение медицинских экспертиз не отнесено к медицинской помощи.
Как определено пунктами 3 и 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
На основании анализа приведённых норм федерального законодательства следует, что проведение медицинских экспертиз является медицинской деятельностью, но не относится к медицинской помощи, в том числе амбулаторно-поликлинической, в связи с чем периодичность проведения плановых проверок юридических лиц, осуществляющих указанный вид деятельности, составляет три года.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, в том числе с нарушением требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки) статьи 9 настоящего Федерального закона, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Уставом ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" определено, что предметом деятельности учреждения является организация и производство судебно-медицинских экспертиз. Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц; судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и исследование биологических объектов, в том числе: судебно-биологическая, судебно-цитологическая, молекулярно-генетическая, медико-криминалистическая, спектрографическая, судебно-химическая, судебно-биохимическая, судебно-токсикологическая, судебно-гистологическая; особо сложные судебно-медицинские экспертизы; судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа; геномная регистрация; медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Как следует из представленных в суд Чукотского автономного округа материалов, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ N проведена плановая выездная проверка ГБУЗ Чукотского автономного округа "Бюро СМЭ" (с 13 февраля 2015 года ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ").
В соответствии с приказом территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении плановой документарной и выездной проверки Государственного автономного учреждения здравоохранения Чукотского автономного округа "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Территориальный орган с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провёл проверку ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ".
По результатам проверки государственным инспектором отдела контроля за медицинской и фармацевтической деятельностью составлен протокол N от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения Чукотского автономного округа "Бюро судебно-медицинской экспертизы" по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что на момент начала проверки ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" ДД.ММ.ГГГГ не прошло три года с даты окончания предыдущей проверки юридического лица ( ДД.ММ.ГГГГ), оснований для проведения плановой проверки учреждения у Территориального органа не имелось, в связи с чем данная проверка проведена с нарушением действующего законодательства, а её результаты не могут использоваться в качестве доказательств по настоящему делу.
В связи с изложенным довод жалобы ТО Росздравнадзора о наличии достаточных доказательств совершения ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" административного правонарушения является несостоятельным.
Принимая во внимание, что, несмотря на ошибочность вышеуказанных выводов, вывод судьи суда первой инстанции в оспариваемом постановлении о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения по существу является правильным, данное постановление отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Чаунского районного суда от 25 июня 2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ГАУЗ ЧАО "Бюро СМЭ" оставить без изменения, жалобу ТО Росздравнадзора по Чукотскому автономному округу - без удовлетворения.
Судья суда Чукотского
автономного округа С.А. Принцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.