председательствующего судьи Начарова Д. В.,
при секретаре Гладышевой А. А.,
с участием:
представителя административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Пузина Д. Ф.,
представителя заинтересованного лица администрации города Нягани Степанкина А. А.,
представителя заинтересованного лица Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Кошуковой Т. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Осадчук НП об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
(дата) Осадчук Н. П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В обоснование требований указала, что на основании договора аренды земельного участка (номер) от (дата) является арендатором земельного участка с кадастровым номером (номер), общей площадью 1 399 кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты" с кадастровой стоимостью "данные изъяты" рублей.
Считает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права заявителя, поскольку существенно увеличивают размер арендных платежей.
Рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года составляет 470 706 рублей, что подтверждается отчетом об оценке рыночной стоимости N (номер) от (дата), составленного обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер), равной рыночной стоимости в размере 470 706 рублей.
При наличии сомнений в правильности и обоснованности представленного отчета N (номер), по ходатайству представителя административного истца определением суда от (дата) по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с заключением эксперта (номер) от (дата), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года составила 493 000 рублей.
(дата) по делу назначена повторная судебная экспертиза в связи с наличием сомнений в правильности и обоснованности заключения эксперта (номер).
Согласно заключению эксперта (номер) от (дата) составленного обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка составила 624 000 рублей.
В возражениях на заявленные требования Управление Росреестра указывает на принятие решения судом по своему усмотрению, на наличие недостатков в представленном в повторном заключении эксперта.
Указывает, что для сравнения и определения рыночной стоимости земельного участка отобраны объекты - аналоги, существенно отличающиеся по элементам сравнения, а именно по масштабу.
Кроме того, в заключении указано, что объект-аналог N 1 с кадастровым номером (номер) находится в собственности, в то время как в ЕГРП информация о зарегистрированных правах на данный участок отсутствует.
Сведения в отношении объекта-аналога N 4 не совпадают со сведениями, имеющимися в ЕГРП, как по площади, адресу, так и владельцу земельного участка.
Административный истец Осадчук Н. П. и его представитель Борозна В. В., представитель административного ответчика Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также Управления Федерально службы государственной регистрации, кадастра и картографии, представитель заинтересованного лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, будучи надлежащим образом извещенными в суд не явились. Ходатайств об отложении судебного разбирательства с уважительными причинами своей неявки не представили. От представителя истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствие истца, требования поддерживает.
При таких обстоятельствах, на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Пузин Д. Ф., пояснил, что с требованиями не согласен, так как экспертиза имеет недостатки. Объекты-аналоги выбраны неправильно. Имеются вопросы к произведенным корректировкам. Установленная цена в заключение явно является заниженной. Рыночную стоимость объекта не знает.
Представитель заинтересованного лица администрации города Нягани Степанкин А. А., пояснил, что рыночная стоимость объекта не установлена. Ранее администрацией предоставлялись письменные возражения относительно отчета и заключения эксперта. Последнее заключение эксперта также имеет недостатки. Доказательств иной рыночной стоимости он не имеет.
Представитель заинтересованного лица Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Кошукова Т. Н., считает требования не подлежащими удовлетворению, размер рыночной стоимости участка не доказан, так как заключение не соответствует установленным требованиям. Кроме того, считает, что представитель истца Осадчук А. М. не имел права на обращение с данным требованием, так как доверенность выдана ему как от индивидуального предпринимателя, а обращается истец как физическое лицо и договор аренды заключен с физическим лицом, несмотря на то, что земельный участок предоставлен под магазин.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ (ст. 3 ФЗ N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года).
В судебном заседании установлено, что заявитель Осадчук Н. П. на основании договора аренды земельного участка (номер) от (дата), заключенного с департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нягани, представляющего интересы муниципального образования города Нягани, владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером: (номер), общей площадью 1 399 кв.м., относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием "данные изъяты" расположенным по адресу: (адрес)
Согласно пункту 3.5 договора аренды в случае изменения нормативных актов органов местного самоуправления, регулирующих исчисления размера арендной платы, арендодатель изменяет размер арендной платы в одностороннем порядке.
Из кадастровой справки от 23 января 2015 года следует, что земельный участок вошел в перечень объектов массовой государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 343 -п от 16 декабря 2011 года и его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2010 года составляет 4 891 474 рублей.
Согласно представленному заявителем отчету N (номер) от (дата) об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленному обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты", его рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2010 года составляет 470 706 рублей.
Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен Федеральным Законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в редакции от 21 июля 2014 года) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно статье 24.18 которого результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Административный истец Осадчук Н. П. является арендатором спорного земельного участка и относится к лицам, чьи права затрагиваются размером кадастровой стоимости и вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости, так как завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение арендных платежей.
Защита нарушенных прав собственника, арендатора возможна посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 3 Федерального закона от (дата) N 135-ФЗ).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с этим, а также в силу статьи 59, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости одними из допустимых доказательств являются отчет оценщика и заключение эксперта, которые не являются обязательными для суда и оцениваются судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего кодекса. Несогласие суда с отчетом и заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Таким образом, при рассмотрении дела и установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной оценке подлежат как заключения экспертов, так и отчет, предоставленный заявителем.
При наличии сомнений в правильности и обоснованности представленного отчета N (номер), по ходатайству представителя административного истца определением суда от 27 мая 2015 года по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с заключением эксперта (номер) от (дата), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года составила 493 000 рублей.
(дата) по делу назначена повторная судебная экспертиза в связи с наличием сомнений в правильности и обоснованности заключения эксперта (номер)
Согласно заключению эксперта (номер) от (дата) составленного обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка составила 624 000 рублей.
Повторная судебная экспертиза (номер) проведена лицом, обладающим специальными познаниями, имеющим соответствующую квалификацию, в установленном процессуальным законом порядке, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, поэтому его суд находит допустимым доказательством по делу.
Заключение эксперта содержит подробное описание исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы, сделан вывод о размере рыночной стоимости земельного участка.
Данный вывод участниками судебного разбирательства не опровергнут, доказательств иной рыночной стоимости спорного объекта не представлено.
Доводы лиц, участвующих в деле, относительно того, что заключение эксперта имеет недостатки, не могут быть приняты во внимание, поскольку не представлено убедительных расчетов и обоснований, указывающих на иную рыночную стоимость земельного участка, а также, что совершенные ошибки привели к неправильной итоговой сумме.
Указание в доверенности на то, что она выдана от индивидуального предпринимателя Осадчук Н. П., а не от физического лица не может быть принято во внимание, поскольку у суда нет сомнений в том, что заявление исходит именно от истца Осадчук Н. П., на котором имеется ее печать индивидуального предпринимателя.
Представленные отчет и заключение эксперта (номер) от (дата) при наличии существенных недостатков, с учетом мнения лиц участвующих в деле, истца отраженного в заявлении от (дата), суд считает, что не могут отражать рыночную стоимость земельного участка, в связи с чем не могут быть приняты в качестве доказательств по делу.
Установленная кадастровая стоимость земельного участка равная рыночной, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с (дата) до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Очередная государственная кадастровая оценка утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (номер)-п от (дата).
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
заявление Осадчук НП об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: (номер), общей площадью 1 399 кв.м., относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием "данные изъяты", расположенным по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, (адрес), по состоянию на 1 января 2010 года в размере 624 000 рублей.
Кадастровая стоимость, установленная настоящим решением суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать - 17 апреля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Начаров Д. В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.