Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ахметзяновой Л.Р.,
судей Кульковой С.И., Решетниковой О.В.,
при секретаре Кузнецовой С.С.,
с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сургута в интересах В1 к администрации г. Сургута о признании бездействия незаконным, понуждении представления земельного участка,
по апелляционным жалобе законного представителя В1 - Волкова В.В., представлении прокурора города Сургута на решение Сургутского городского суда от 02 июля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., объяснения прокурора, поддержавшего доводы представления, представителя ответчика Алексеева Д.И., возражавшего против доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, просившего об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия
установила:
прокурор города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в интересах В1 обратился в суд с иском к администрации г. Сургута о признании бездействия незаконным, понуждении представления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС).
Требования мотивировал тем, что в прокуратуру города обратился законный представитель В1, являющейся ребенком-инвалидом, недееспособной, Волков В.В. о предоставлении земельного участка для ИЖС его дочери в связи с чем не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд. Также основанием для обращения в суд послужило заявление представителя о нарушении ее права на получение земельного участка для ИЖС. Проведенной проверкой установлено, что постановлением Администрации города N 7736 от 04.10.2012 Волкова Ю.В. принята на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка для ИЖС по дате подачи заявления - 14.08.2012 года. Согласно справкам МСЭ-2006 (номер) от (дата), (номер) от (дата) В1 является ребенком-инвалидом. В1 является членом семьи собственника жилого помещения общей площадью 59,9 кв.м., в котором проживает семья в составе 5 человек, что менее учетной нормы, установленной решением Сургутской городской Думы от 26.10.2005 N 515-111 ГД "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма". В1 более 2 лет состоит в списке очередности на предоставление земельного участка для ИЖС, номер очереди В1 в списке для предоставления земельного участка на 2015 год - 444. Ссылаясь на ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, п. 6 ст. 6, п. 1, 20 ст. 6.2, п. 1,2 ст. 7.4 Закона ХМАО-Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", просил признать незаконным бездействие ответчика в непредоставлении Волковой Ю.В. земельного участка для ИЖС без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов; обязать ответчика предоставить В1 бесплатно в собственность земельный участок для ИЖС без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.
Возражая на иск, ответчик - администрация г. Сургута указал, что прокурору законодательно не предоставлено право понудить орган местного самоуправления к совершению действий, связанных с осуществлением последним предоставления земельного участка в собственность гражданам. Очередность В1 в списке граждан для предоставления земельных участков для ИЖС на 2015 год - 442. Распоряжением Администрации города от 27.11.2014 N 3974 утвержден перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению гражданам льготных категорий под ИЖС в 2015 году, где предусмотрено 45 земельных участков общей площадью 48 357 кв.м. Все земельные участки определены на основании документации по планировке территории, утвержденной постановлениями главы Администрации города, а также согласно градостроительных регламентов "Правил землепользования и застройки на территории города Сургута". В настоящее время все земельные участки размежеваны и поставлены на государственный кадастровый учет. Направлены запросы во все 15 согласующих организаций. По получении технических условий, информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, различных согласований и заключений, а также подготовки и утверждения постановлением Администрации города градостроительного плана земельного участка, на каждый земельный участок будет подготовлен пакет исходно-разрешительной документации. Ориентировочный срок окончания формирования земельных участков и передачи в департамент имущественных и земельных отношений пакетов исходно-разрешительной документации на земельные участки для бесплатного предоставления под ИЖС - не позднее 2 квартала 2015 года. В настоящее время получены "отрицательные" заключения организаций жилищно-коммунального комплекса в части наличия охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения, а также охранных зон объектов электросетевого хозяйства и связи. Таким образом, перечень земельных участков, планируемых для бесплатного предоставления гражданам под ИЖС в 2015 году, в ходе согласования со всеми заинтересованными организациями, может быть откорректирован, что предусмотрено примечанием к распоряжению Администрации города от 27.11.2014 N 3974. При этом, 15.01.2015 в Департамент имущественных и земельных отношений передана исходно-разрешительная документация на три земельных участка (пп. 43,44,45 перечня) для бесплатного предоставления гражданам под ИЖС. На период до 2020 года предусмотрено финансирование проектных и строительных работ по обеспечению территорий инженерной и транспортной инфраструктурой, что позволит осуществить формирование под ИЖС еще 306 земельных участков: - поселок Снежный (17 земельных участков) в 2016-2017 годах (СМР); - микрорайон 46 (85 земельных участков) в 2018-2020 годах (ПИР); - микрорайон 48 (204 земельных участка) в 2018-2020 годах (ПИР). Кроме того, генеральным планом города, утвержденным Решением Думы города от 17.12.2014 N 635-УДГ, до 2035 года под индивидуальную жилищную застройку предусмотрено более 200 га восточнее Сургутского водохранилища, около 22 га в районе Заячьего острова. Однако, средства на финансирование работ по перспективному обеспечению этих территорий инженерной и транспортной инфраструктурой, пока не предусмотрены. Администрация города Сургута осуществляет все необходимые действия, в целях реализации и осуществления полномочий, в рамках закона ХМАО-Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и закона ХМАО-Югры от 03.05.2000 N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". Прокуратура города не представила надлежащие доказательства бездействия ответчика. На территории ХМАО-Югры региональные нормативы градостроительного проектирования утверждены постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29.12.2014 N534-п. Приказом Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2011 N 1-нп "Об утверждении регионального норматива градостроительного проектирования для земельных участков земель населенных пунктов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляемых бесплатно в собственность отдельных категорий граждан для строительства индивидуальных жилых домов" установлены следующие нормативы при предоставлении земельных участков под ИЖС. Понуждение Администрации города Сургута предоставить гражданам земельный участок под ИЖС повлечет за собой ситуацию, когда администрация города вынуждена будет предоставлять земельные участки без учета требований п. 16 ст. 6.2 Закона ХМАО-Югры от 03.05.2000 N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", т.е. не соответствующие установленным региональным градостроительным нормам, тем самым, решение суда не достигнет необходимых правовых последствий и не обеспечит баланса прав и законных интересов сторон спорных правоотношений, поскольку фактически повлечет неисполнимость судебного решения, что лишает его значения акта правосудия, что недопустимо. Просил отказать в иске в полном объеме.
Помощник прокурора г. Сургута Качанова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации г. Сургута Лашина О.А. исковые требования не признала по доводам письменных возражениях. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе законный представитель Волков В.В. просит решение суда отменить, новым удовлетворить требования в полном объеме, указывая, что в 2012 году его дочь была постановлена на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка для ИЖС, сейчас её порядковый номер в очереди - 444. Ответчик как уполномоченный орган не выполняет порядок предоставления земельного участка по ИЖС, как того требует Федеральный закон от 23.06.2014 года N 171-ФЗ, вступивший в силу с 01.03.2015 года. Земельный участок для его дочери не существует, хотя представитель ответчика утверждает, что все 45 земельных участков определены, размежеваны и поставлены на государственный кадастровый учет, согласовываются технические условия и подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Закон N 171-ФЗ определяет порядок формирования и предоставления земельного участка по ИЖС. Не согласен с указанием суда в части того, что внеочередное предоставление земельного участка под ИЖС для его дочери не предусмотрено законом для данной категории лиц. Его дочь страдает тяжелой формой хронического заболевания, совместное проживание с ней в одной квартире невозможно. Поскольку постановлением администрации города N 6255 от 11.09.2014 года она включена во внеочередной список граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, полагает, что она имеет внеочередное право на однократное предоставление земельных участков из земель населенных пунктов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства индивидуальных жилых домов.
В апелляционном представлении прокурор города просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая, что В1 является ребенком-инвалидом, более 2 лет состоит в списке очередников на предоставление земельного участка для ИЖС. Действующее законодательство предусматривает для инвалидов право на получение земельного участка для ИЖС, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. При этом, законодатель не ставит право на предоставление земельного участка в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка, не содержит указаний об обеспечении земельными участками лиц равной категории в порядке очередности. Ответчик не представил доказательства наличия очереди инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельного участка, список очередников указанной категории граждан. Согласно материалам дела, Волкова Ю.В. поставлена в очередь на выделение земельных участков льготным категориям граждан, к которым в соответствии Законом ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" относятся также иные категории граждан - имеющие трех и более детей и т.д. Таким образом, доводы ответчика о праве гражданина-инвалида на получение земельного участка в зависимости от очередности лиц, имеющих право получить земельный участок, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого земельный участок должен быть предоставлен гражданам, имеющим право на его первоочередное предоставление, свидетельствует о том, что земельный участок должен быть предоставлен после возникновения у гражданина соответствующего субъективного права на его получение. Отсутствие у органа местного самоуправления земельных участков, необходимых для предоставления указанной категории граждан, не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. В период с 2011 года администрацией города предоставлено лишь 10 земельных участков в октябре 2012 года, ответчиком не представлено доказательств, что с октября 2012 года Администрацией города велась какая-либо работа по данному направлению, представлено лишь распоряжение от 27.11.2014 N 3974 об утверждении перечня земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства, при этом согласно приложению к распоряжению данные участки не сформированы, денежные средства на реализацию указанного распоряжения в бюджет города не заложены, не представлено доказательств фактической деятельности Администрации, направленной на предоставление указанных участков.
В судебное заседание апелляционной инстанции законный представитель истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционные жалобу, представление в его отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционных жалобы, представления.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалобы, представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно справкам МСЭ-2006 (номер) от (дата), МСЭ-2013 (номер) от (дата) В1. является ребенком-инвалидом. Постановлением администрации города Сургута N 7736 от 04.10.2012 В1. принята на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка для ИЖС по дате подачи заявления - 14.08.2012. Волкова Ю.В. является членом семьи собственника жилого помещения Волкова В.В. общей площадью 59,9 кв.м., в котором проживают: Волков В.В. (отец), Волкова О.М. (мать), Волкова П.В. (сестра). Номер очереди В1 в списке для предоставления земельного участка на 2015 год - 442. Во внеочередном списке граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых на условиях социального найма Волкова Ю.В. состоит с 26.08.2014 года под номером 37.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции посчитал, что вынесение положительного решения по делу способствовало бы внеочередному получению земельного участка В1. для индивидуального жилищного строительства, что законом для инвалидов и семьям, имеющим детей-инвалидов, не предусмотрено, и как следствие, будут нарушены права и законные интересы остальных очередников.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Конституция Российской Федерации (ст. 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Между тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Согласно ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пункт 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1, 2 статьи 7.4 Закона ХМАО-Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов однократно бесплатно приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеют право инвалиды, прожившие на территории автономного округа не менее пяти лет, если они: не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживают в помещении, не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений; являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; не являются собственниками земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, членами семьи собственника земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов однократно бесплатно предоставляются гражданам, относящимся к категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном ст. 6.2 Закона ХМАО-Югры "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (п. 3 ст. 7.4 Закона N 57-оз).
Учет граждан, относящихся к категориям, указанным в п. 1 ст. 7.4 Закона ХМАО-Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре", претендующих на бесплатное приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, осуществляют исполнительные органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, в порядке очередности (п. 1 ст. 6.2 Закона от 03.05.2000 N 26-оз ХМАО-Югры "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Пунктом 18 ст. 6.2 Закона N 26-оз предусмотрено, что очередность предоставления гражданам земельных участков, включенных в перечень, определяется исходя из времени принятия на учет указанных граждан.
Пунктом 18 ст. 6.2 установлено, что земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемые гражданам, отнесенным к категориям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.4 Закона ХМАО-Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре", для строительства индивидуальных жилых домов, формируются исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с учетом требований к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой, установленных региональными нормативами в соответствии с Законом ХМАО-Югры "О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Финансирование мероприятий по обеспечению земельных участков, предоставляемых гражданам однократно бесплатно для строительства индивидуальных жилых домов, инженерной и транспортной инфраструктурой согласно региональным нормативам осуществляется, в том числе на условиях софинансирования в соответствии с муниципальными программами и государственными программами автономного округа (п. 6 ст. 6 Закона N 26-оз).
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Указанная позиция отражена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014 года.
При разрешении споров по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование, вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, законом установлено, что предоставление земельного участка инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, осуществляется в порядке очередности исходя из даты постановки на учет.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия отмечает, что предоставленное названной нормой первоочередное право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не предполагает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц земельный участок вне очереди.
Более того, поскольку право на внеочередное и первоочередное предоставление земельных участков имеют не только инвалиды по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", но и иные лица, удовлетворение требования истца о формировании и предоставлении в собственность земельного участка вне очереди привело бы также к нарушению баланса интересов общества и законных интересов граждан, уже находящихся на учете в очереди на получение в собственность бесплатно земельных участков во внеочередном и первоочередном порядках.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав и законных интересов Волковой Ю.В. являются правильными и подтверждены материалами дела.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в правильности оценки исследованных судом доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения, поскольку основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, тогда как ссылок на обстоятельства, которые бы не были исследованы в суде первой инстанции и не были учтены, она не содержит.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда от 02 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобу законного представителя Волкова В.В., представление прокурора города Сургута - без удовлетворения.
Председательствующий Ахметзянова Л.Р.
Судьи Кулькова С.И.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.