Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Александровой Н.Н.,
судей: Ахметзяновой Л.Р., Кульковой С.И.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулик Ф.А. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания,
по апелляционной жалобе департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 23 июля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Кулика Ф.А. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты- Мансийского автономного округа - Югры N 15-Исх-6077 от 17.04.2015. (протокол N 38 от 26.12.2014.) в присвоении Кулику Ф.А. звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры присвоить звание "Ветеран труда" Кулику Ф.А..
В удовлетворении исковых требований Кулика Ф.А. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры о выдаче удостоверения "Ветеран труда" отказать.
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры в пользу Кулика Ф.А. 300 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., судебная коллегия
установила:
Кулик Ф.А. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", признать за ним право на присвоение звания и обязать присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение, мотивируя тем, что ему было отказано в присвоении названного звания по причине отсутствия Почетной грамоты Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, которой он был награжден, в перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных сторон.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Отказ в присвоении истцу звания "Ветеран труда" связан с тем, что Почетная грамота Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа N 103-п от 06.06.2005 г. Следовательно, отсутствуют основания для признания за истцом права на присвоение ему звания "Ветеран труда" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 04.02.1998 г. N 9п Кулик Ф.А. награжден Почетной грамотой Министерства топлива и энергетики Российской Федерации. Истец имеет общий трудовой стаж более 31 года, является получателем пенсии по старости (л.д. 10-21, 23, 26).
Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от N 15-Исх-6077 от 17.04.2015 года Кулик Ф.А. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не входит в перечень наград, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда" Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (л.д. 22).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.05.1993 N 504 "Об утверждении Положения о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации", действовавшем в период принятия решения о награждении истца, установлено право Минтопэнерго России на присвоение лучшим работникам отраслевых почетных званий, а также на награждение в установленном порядке передовых работников отраслей соответствующими нагрудными знаками, почетными грамотами.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14.07.2008 N 11 "О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации" утвержден перечень ведомственных наград Министерства энергетики Российской Федерации, в числе которых указаны Почетная грамота и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации.
Данный Приказ издан во исполнение пункта 5.2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации", которым Министерство энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
Согласно п. 5 Приказа N 11 Министерства энергетики Российской Федерации, указано, что приказы о награждении работников, осуществлявших деятельность в топливно-энергетическом комплексе и нефтехимической промышленности, изданные до вступления в силу настоящего Приказа, считаются действительными.
Таким образом, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации применило в отношении истца меры поощрения и наградило Кулика Ф.А. ведомственным знаком отличия в труде.
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, в соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветеранами труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждая порядок и условия присвоения звания, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, Постановление Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда" Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры незаконно сузило перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии 7 Федерального закона "О ветеранах", определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации.
Если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, суд, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", который к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истец имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" является правильным, а действия ответчика, выразившиеся в отказе в присвоении Кулик Ф.А. звания "Ветеран труда", противоречат требованиям закона.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильные выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 23 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий: Александрова Н.Н.
Судьи: Ахметзянова Л.Р.
Кулькова С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.