Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлёва А.В.
и судей Мухаметзяновой Н.И., Леонтьевой И.В.,
при секретаре Власове Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Литвинова А.Г. к Администрации "адрес" об оспаривании решения об исключении из числа лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении на жилищном учёте, поступившее с апелляционной жалобой представителя истца Литвинова А.Г. по доверенности Мошкиной Н.М. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 16 апреля 2015 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия
установила:
Литвинов А.Г. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 1994 года он является пенсионером Министерства обороны РФ по выслуге лет, имеет статус ветерана боевых действий в Афганистане. После увольнения из рядов Вооруженных Сил РФ был признан нуждающимся в жилье и поставлен на жилищный учёт в "адрес" семьёй из 4 человек.
В связи с отсутствием жилья в "адрес" в 2002 году он выехал временно с семьёй в Литву, снявшись с воинского учёта, гражданство Российской Федерации не менял, заявление о снятии с очереди на получение жилья не писал. В 2012 году получил сведения от ответчика о том, что в ноябре 2011 года он был снят с очереди для получения жилья в соответствии с Постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О жилищных вопросах" по основанию, указанному в подп. "в" п. 26 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054 - в связи со сменой постоянного места жительства, что, по его мнению, является незаконным, поскольку место жительства он фактически не менял, поскольку у него в Российской Федерации его не было.
В уточнённых исковых требованиях представитель истца по доверенности Мошкина Н.М. просила признать незаконным Постановление Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Литвинова А.Г. с жилищного учёта, восстановить последнего в очереди лиц из числа военнослужащих, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне ответчика привлечены Министерство обороны РФ, Администрация "адрес", Комитет строительства и архитектуры "адрес".
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представителя истца ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В заседание судебной коллегии истец и его представитель, представители третьих лиц Администрации "адрес", Министерства обороны РФ, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей Администрации "адрес" Гололобовой Е.И., Комитета строительства и архитектуры "адрес" ФИО2, Управления по учёту и распределению жилья "адрес" ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2.1 ст. 15 Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Из п. 6 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054, следует, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются, в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учёт по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно подпункта "в" пункта 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счёт средств федерального бюджета в случае снятия с воинского учёта в данном населённом пункте и выезда на другое постоянное место жительства.
Как установлено судом, Литвинов А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером Министерства обороны РФ как военнослужащий, уволенный в запас, имеет статус ветерана боевых действий и обладает правом на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Литвинов А.Г. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как военнослужащий, уволенный с военной службы в запас или отставку из Вооруженных Сил Российской Федерации, с составом семьи 4 человека (истец, жена ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 дочери - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и поставлен на жилищный учёт. При постановке на жилищный учёт местом жительства Литвинова А.Г. указано жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Литвинов А.Г. был снят с воинского учёта по месту жительства в "адрес" в связи с выездом за пределы Российской Федерации - Литовскую республику, ему была выдана справка убывающего за границу, военный билет офицера запаса ГУ N на имя Литвинова А.Г. был сдан на хранение в архив военного комиссариата "адрес"; пенсионное дело Литвинова А.Г. направлено в отдел социального обеспечения Литовской республики, где находится по настоящее время.
Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Литвинов А.Г. был снят с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с подп. "в" п. 26 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054, в связи со снятием с воинского учёта в данном населённом пункте ( "адрес") и выездом на другое постоянное место жительства.
Из материалов дела усматривается, что в настоящее время Литвинов А.Г. проживает по адресу: Литва, "адрес" Регистрации на территории города "адрес" у Литвинова А.Г. не имеется.
При данных обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для обеспечения истца жилым помещением в соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на территории "адрес".
Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона.
Проверив доводы апелляционной жалобы представителя истца Мошкиной Н.М., судебная коллегия считает, что они не опровергают выводов суда, не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а, кроме того, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается, оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Ссылка жалобы на то, что судом не дана оценка правомерности действий Администрации "адрес" с момента постановки Литвинова А.Г. на учёт нуждающихся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельна, поскольку предметом рассмотрения по данному делу являются иные обстоятельства: вопрос о правомерности действий Администрации "адрес" по исключению Литвинова А.Г. из числа лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Нарушений норм гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу также не установлено.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.