Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлёва А.В.
и судей Мухаметзяновой Н.И., Чупрыной С.Н.,
при секретаре Куликовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Спрыжкова В.А. к муниципальному бюджетному учреждению "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"", Комитету социальной защиты населения "адрес" о взыскании задолженности по компенсационным выплатам, обязании совершить действия, поступившее с апелляционной жалобой Спрыжкова В.А. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 29 октября 2015 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия
установила:
Спрыжков В.А. обратился в суд с иском к МБУ "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"", Комитету социальной зашиты населения "адрес" о взыскании задолженности по компенсационным выплатам в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и обязании совершить действия, ссылаясь на то, что ответчики отказали ему в предоставлении компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, что, по его мнению является незаконным.
С учётом уточнений истец просил взыскать с МБУ "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"" задолженность в размере "данные изъяты", судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей, компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, а также обязать МБУ "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"" произвести перерасчёт по Постановлению Правительства Курской области N 300 согласно правилам предоставления субсидии малоимущим гражданам, имеющим доход меньше прожиточною минимума, по лицевому счёту "данные изъяты" ТСЖ " "данные изъяты"", произведя начисление субсидии за период с 2010 года по 2014 год.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Спрыжкова В.А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
В судебное заседание представители МБУ "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"", Комитета социальной защиты населения "адрес", ТСЖ " "данные изъяты"", извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Спрыжкова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст.ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 Правил предоставления отдельным категориям граждан компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Курской области от 24.04.2009 г. N 58 "О предоставлении отдельным категориям граждан компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг" компенсационные выплаты предоставляются гражданам для возмещения части затрат в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на одно жилое помещение по месту жительства.
Пункт 9 Правил содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для назначения компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые граждане, не получавшие до 1 января 2010 года мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, подают в органы местного самоуправления в сфере социальной защиты населения по месту жительства или в учреждения, управомоченные органами местного самоуправления муниципальных образований вместе с заявлением с указанием нормативного правового акта, по которому заявитель желает получать компенсационные выплаты.
Начисление компенсационной выплаты гражданам, пользовавшимся правом на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг до 1 января 2010 года, производится с 1 января 2010 года без представления ими документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, на основании сведений, содержащихся в автоматизированной базе данных органов социальной защиты населения (п. 23 Правил).
Органы социальной защиты населения или управомоченное учреждение в случае отсутствия у граждан, которым компенсационная выплата предоставляется с 1 января 2010 года на основании автоматизированной базы данных, в личном деле получателя документов, подтверждающих право на компенсационную выплату в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, обязаны в течение 2010 года дооформить личное дело получателя недостающими документами.
Одновременно, при наличии у получателя нескольких оснований для предоставления компенсационной выплаты, уточняется основание её предоставления.
В соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.
Федеральным законом от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьёй 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
На основании ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Во исполнение норм Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пунктом 6 которых также предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.
Из п. 56 указанных Правил следует, что предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.
Судом установлено, что Спрыжков В.А., будучи инвалидом, является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Спрыжков В.А. состоит на учёте в автоматизированной базе получателей компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсационные выплаты начислялись и выплачивались истцу по март 2015 года; с апреля 2015 года компенсационные выплаты не выплачивались в связи с не предоставлением сведений об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за май и последующие месяцы 2015 года. Оплата истцом была произведена за несколько месяцев только ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку Спрыжков В.А. нерегулярно производил оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, у него образовалась задолженность, что явилось причиной неверного расчёта компенсационных выплат с июня 2012 года по март 2015 года и образованию излишне выплаченной суммы в размере "данные изъяты" рублей, которые учитываются при начислении последующих выплат, начиная с апреля 2015 года.
Также судом установлено, что Спрыжков В.А. являлся получателем субсидии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В последующие периоды с 2011 г. по 2015 г. истец не обращался с заявлением о предоставлении субсидии и не предоставлял документы.
ДД.ММ.ГГГГ Спрыжков В.А. обратился в МБУ "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"" с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Решением Комитета социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Спрыжкову В.А. в удовлетворении заявления было отказано на основании п. 6 и п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - в связи с непредоставлением квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг за май 2015 года и наличием задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг в размере "данные изъяты"
Таким образом, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с МБУ "Центр коммунально-соииальных услуг "адрес"" задолженности по компенсационным выплатам в размере "данные изъяты". и о возложении обязанности перерасчёта и выплаты субсидии за коммунальные услуги за период с 2010 года по 2014 год.
Доводы апелляционной жалобы Спрыжкова В.А. выводы суда не опровергают и основаны на неверном толковании истцом требований действующего законодательства.
Утверждения о том, что суд не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил закон, нельзя признать обоснованными.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Принятое судом решение является законным, обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, судом допущено не было.
Таким образом, не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 29 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.