Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 01 октября 2015 г. по делу N 33А-1721/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Тюмина С.Ю.,
судей: Левицкого Б.Ф. и Манохина В.В.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф., с участием заявителя Ильницкого В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" (далее - УФО) на решение Московского гарнизонного военного суда от 25 июня 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего, зачисленного в распоряжение главнокомандующего ВМФ подполковника Ильницкого Вячеслава Васильевича об оспаривании бездействия УФО, связанного с невыплатой денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., объяснения заявителя возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ильницкий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, принят на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 17 декабря 2005 года.
На основании приказа главнокомандующего ВМФ от 20 декабря 2011 года N заявитель зачислен в распоряжение указанного воинского должностного лица.
В рапортах от 12 января, 2 февраля, 5 марта, 3 апреля, 25 мая 2015 года Ильницкий, включенный в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, просил выплачивать ему денежную компенсацию за поднаем жилого помещения с января 2015 года. К рапортам заявитель приложил комплект документов, в том числе договор найма жилого помещения от 25 августа 2014 года, расположенного по адресу: "адрес", заключенный с собственником квартиры сроком по 24 июля 2015 года.
Вышеуказанные рапорта Ильницкого удовлетворены и приказами командира войсковой части N от 26 февраля 2015 года N, от 10 апреля 2015 года N, от 27 апреля 2015 года N, от 28 мая 2015 года N к выплате заявителю установлена денежная компенсация за наем жилого помещения в размере 22 500 рублей за январь-май 2015 года, соответственно.
Однако компенсация Ильницкому руководителем УФО не выплачена.
Полагая свои права нарушенными, Ильницкий обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия УФО, связанные с прекращением выплаты с 1 января 2015 года денежной компенсации за наем жилого помещения, и взыскать с УФО денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 112 500 рублей, а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 300 рублей.
Гарнизонный военный суд заявление Ильницкого удовлетворил.
В апелляционной жалобе руководитель УФО, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе Ильницкому в удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на указания начальника ГШ ВС РФ от 13 сентября 2011 года N, обращает внимание на то, что командиром войсковой части N не согласован рапорт заявителя с ДЖО МО РФ или иным территориальным органом жилищного обеспечения МО РФ.
Полагает, что заявителем пропущен срок обращения в суд с заявлением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абз. 1-2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 этого же Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Из материалов дела видно, что Ильницкий заключил первый контракт и был назначен на офицерскую должность до 1 января 1998 года в период прохождения военной службы на различных должностях в городе Москве, по месту службы был принят на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 17 декабря 2005 года. В настоящее время заявитель зачислен в распоряжение главнокомандующего ВМФ.
Таким образом, заявитель относится к категории военнослужащих, которые по месту службы подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, а согласно копии извещения о распределении жилого помещения от 24 мая 2014 года Ильницкому и членам его семьи распределены жилые помещения по адресу: "адрес", на получение которых он согласился.
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах действующее законодательство выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения связывает с нуждаемостью военнослужащего, прибывшего к новому месту службы, в жилом помещении.
Как указано выше, Ильницкий по месту службы с 17 декабря 2005 года, как бесквартирный военнослужащий принят на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, проживает в квартире по договору поднайма, при этом служебным жилым помещением, несмотря на неоднократные обращения с 2008 года к различным должным лицам, в связи с наличием ребенка - инвалида детства, не обеспечивался.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, вопреки доводу жалобы, пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель, будучи необеспеченным по месту службы жилым помещением, вправе получать оспоренную им компенсацию за январь - май 2015 года.
Поскольку командир войсковой части N издал приказы об установлении Ильницкому денежной компенсации за наем жилого помещения за январь-май 2015 года, заявитель вправе был рассчитывать на ее получение, поэтому бездействие должностного лица, связанное с невыплатой указанной компенсации, имеет длящийся характер, что не может свидетельствовать о пропуске заявителем установленного статьей 256 ГПК РФ трёхмесячного срока на обращение в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 25 июня 2015 года по заявлению Ильницкого Вячеслава Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.