Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Савелькиной Г.О., при секретаре судебного заседания Казаковой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Гаврилова Е.М. к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании постановления о предоставлении жилого помещения незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение иной площади, поступившее по апелляционной жалобе администрации г. Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 сентября 2015 года, которым постановлено:
признать постановление администрации Ленинского района г. Чебоксары от 29 мая 2015 года N "О предоставлении жилого помещения в связи со сносом Гаврилову Е.М." незаконным;
в удовлетворении исковых требований Гаврилова Е.М. о
возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности предоставить жилое помещение на состав семьи из трех человек площадью не менее "данные изъяты" кв.м. отказать.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Гаврилов Е.М. обратился в суд с иском с учетом уточнений в своих интересах и в интересах своих детей ФИО1, ФИО2 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании постановления от 29 мая 2015 года N о предоставлении жилого помещения незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м.
Требования мотивированы тем, что Гаврилов Е.М. и его дети проживают в квартире N "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары им взамен занимаемого жилого помещения была предоставлена квартира N "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. на условиях договора социального найма. Истец полагает, что предоставленное им жилое помещение не отвечает требованиям ст. 89 ЖК РФ и нарушает жилищные права его и его детей.
В судебном заседании истец Гаврилов Е.М. исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации г. Чебоксары и администрации Ленинского района г. Чебоксары Трифонова Т.Г. иск не признала, в его удовлетворении просила отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное администрацией г. Чебоксары на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что Гаврилову Е.М. на три человека семьи (сам, сын - Гаврилов П.Е., сын - ФИО2), проживающим по адресу: "адрес", на основании договора социального найма была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: "адрес" с условием освобождения занимаемой площади. Поскольку жилое помещение предоставлялось не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то оно является равнозначным ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Размер общей площади предоставляемого семье Гаврилова Е.М. жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м., то есть более общей площади ранее занимаемого жилого помещения в "данные изъяты" кв.м.
Изучив материалы дела, объяснения истца Гаврилова Е.М., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (часть 1). Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (часть 2).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Согласно ч. 1 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, объектом жилищных прав может быть изолированное помещение, функционально предназначенное для проживания, которое должно по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и иных излучений соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания (ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") и отвечать техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства: стационарность сооружения, наличие определенных видов удобств, вспомогательных помещений и т.д.
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя Российской Федерации от 23 июня 2003 года N 109, квартиры в жилых зданиях следует проектировать исходя из условий заселения их одной семьей. В зданиях государственного и муниципального жилищных фондов рекомендуемая площадь данных квартир составляет 28 - 38 кв.м.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно постановлению администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 февраля 2015 года N с истцом Гавриловым Е.М., его детьми ФИО1, ФИО2 и матерью истца Р.А. (четыре человека семьи) заключен договор социального найма на квартиру N "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., на основании ордера N от 21 апреля 1970 года, выданного исполкомом Чебоксарского городского Совета депутатов трудящихся.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 30 сентября 2013 года N 3120 утверждено положение "О муниципальной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Чебоксары" на 2013-2017 годы".
Постановлением администрации г. Чебоксары от 26 декабря 2013 года N определены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в срок до ДД.ММ.ГГГГ, согласно приложению N 2, куда был отнесен дом N "адрес".
В соответствии с постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары N от 29 мая 2015 года "О предоставлении жилого помещения в связи со сносом Гаврилову Е.М." истцу Гаврилову Е.М. на три человека семьи, включая его самого и сыновей ФИО1, ФИО2 предоставлена по договору социального найма однокомнатная квартира N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., в доме N "адрес" с условием освобождения ранее занимаемой жилой площади по адресу: "адрес".
Согласно копии технического паспорта дома N "адрес", занимаемой истцами по договору социального найма, имеется одна жилая комната площадью "данные изъяты" кв.м., кухня площадью "данные изъяты" кв.м., кладовые площадью "данные изъяты" кв.м., "данные изъяты" кв.м., "данные изъяты" кв.м., коридор площадью "данные изъяты" кв.м. При этом кухня отделена от жилой комнаты полностью изолированной стеной за исключением дверного проема.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в предоставленной истцам квартире кухня-ниша, являющаяся вспомогательным помещением, совмещена с жилой комнатой, т.е. не обособлена от нее, в отличие от квартиры, в которой истцы проживают в настоящее время. Следовательно, является очевидным тот факт, что предоставление указанной квартиры ухудшает жилищные условия истцов, что противоречит требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не может быть предоставлено в связи с выселением из аварийного и ветхого жилья.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции.
Наряду с этими требованиями жилое помещение должно отвечать и определенной степени благоустройства, поскольку комфортность проживания, которая представляет собой сумму потребительских качеств жилья, представляет немаловажное значение для признания его объектом жилищных прав.
Квартира N "адрес", представленная истцам, представляет собой квартиру-студию, в которой кухня - место общего пользования, совмещена с жилой комнатой, между ними отсутствует капитальная перегородка, в связи с чем функционально не может использоваться как отдельная комната. Предоставление указанной квартиры ухудшает положение истцов по сравнению с ранее занимаемой жилой площадью, где у каждого имелась возможность пользоваться изолированной кухней.
В связи с этим не могут быть признаны обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что вновь предоставляемое истцам жилое помещение превышает общую площадь ранее занимаемого жилого помещения, является равнозначным по количеству комнат, так как противоречат разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержат.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.