Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В., Алексеевой Г.И.,
при секретаре Орловой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Тарасова Г.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (в настоящее время Министерство здравоохранения Чувашской Республики) и Кабинету Министров Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда" и возложении обязанности подготовить проект распоряжения о присвоении звания "Ветеран труда", поступившее по апелляционной жалобе Тарасова Г.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 сентября 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Тарасова Г.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и Кабинету Министров ЧР о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда" и возложении обязанности подготовить проект распоряжения о присвоении звания "Ветеран труда" для внесения в Кабинет Министров Чувашской Республики, отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
установила:
Тарасов Г.А. обратился в суд с иском с учетом уточнения к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (в настоящее время Министерство здравоохранения Чувашской Республики) и Кабинету Министров Чувашской Республики, просил признать незаконным отказ в присвоении звания "Ветеран труда", признать за ним право на присвоение звания, обязать ответчика подготовить проект распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении ему звания "Ветеран труда" и направить его на рассмотрение в Кабинет Министров Чувашской Республики.
Требования мотивированы тем, что 29 апреля 2015 года истец через отдел социальной защиты населения Московского района обратился в КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", представив все необходимые документы. Письмом ответчика от 01 июня 2015 года истец был уведомлен об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что нагрудный знак "Отличник Советской Армии" не включен в перечень ведомственных знаков отличия в труде федеральных органов государственной власти, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" и не может служить основанием для присвоения этого звания. Не согласившись с указанным отказом, истец обратился в суд.
В судебном заседании истец Тарасов Г.А. свои исковые требования поддержал дополнительно указал, что нагрудный знак "Отличник Советской Армии" является основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку является наградой Министерства обороны СССР и, учитывая, что служба в рядах Советской Армии входит в стаж для назначения пенсии, должен рассматриваться как основание для присвоения звания "Ветеран труда".
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (в настоящее время Министерство здравоохранения Чувашской Республики) Иванова О.П. просила отказать в иске, указав на отсутствие правовых оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда".
Ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, третье лицо КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Тарасовым Г.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. В обоснование жалобы истец ссылается на то, что нагрудный знак "Отличник Советской Армии" является ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Определением судебной коллегии по гражданским дела Верховного Суда Чувашской Республики от 21 декабря 2015 года была произведена процессуальная замена Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, в связи с тем, что Указом Главы Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года N 134 "О структуре органов исполнительной власти Чувашской Республики" Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики переданы функции Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в сфере труда и социального развития. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.10.2015 г. N 367 Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики выполняет функции по разработке для Кабинета Министров Чувашской Республики предложения по вопросам присвоения гражданам званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Чувашской Республики".
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Тарасова Г.А., поддержавшего апелляционную жалобу, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период прохождения срочной военной службы приказом N от 23 декабря 1976 года Тарасов Г.А. был награжден знаком "Отличник Советской Армии" (л.д. 23).
На обращение Тарасова Г.А. в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики через отдел социальной защиты населения Московского района г. Чебоксары КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития ЧР с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда" письмом от 01 июня 2015 года ему было отказано в присвоении такого звания со ссылкой на то, что нагрудный знак "Отличник Советской Армии" не включен в перечень ведомственных знаков отличия в труде федеральных органов государственной власти, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" и не может служить основанием для присвоения этого звания.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленный истцом значок не является наградой органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, не входит в Перечень ведомственных знаков отличия в труде органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, так как он основан на фактических обстоятельствах дела и соответствует положениям нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с пунктом 1 статьи 7 которого ветеранами труда являются лица, в том числе награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
В порядке реализации указанного правомочия 16 сентября 2005 года Кабинетом Министров Чувашской Республики было принято постановление N 226 "Об утверждении порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения ветерана труда".
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка для лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсий по старости или за выслугу лет, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" служат документы, подтверждающие:
а) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации (удостоверение к медали, орденская книжка, удостоверение к почетным званиям СССР, Российской Федерации), либо награждение ведомственными знаками отличия в труде по перечню согласно приложению N 1а к настоящему Порядку (удостоверение к нагрудным и почетным знакам, медалям, почетным и заслуженным званиям от имени органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, почетные грамоты органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации);
б) трудовой стаж (наличие трудовой книжки, справки), необходимый для назначения пенсий по старости или за выслугу лет.
Приложением N 1 к Порядку является Перечень ведомственных знаков отличия в труде органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", введенный в действие постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 марта 2006 г. N 54 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2005 года N 226".
В указанном перечне нагрудный знак "Отличник Советской Армии" отсутствует.
Кроме того судебная коллегия также отмечает, что нагрудный знак "Отличник Советской Армии" учрежден для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 года N 67 "Об учреждении нагрудных знаков "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил".
В соответствии с пунктом 2 Положения о нагрудных знаках "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил", утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 года N 67, нагрудными знаками награждаются:
- солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества;
- сержанты и старшины, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, умеющие хорошо организовать и методически правильно проводить обучение подчиненных, добившиеся высоких показателей в боевой и политической подготовке и укреплении воинской дисциплины своих подразделений и обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию оружия, боевой техники и имущества, закрепленного за подчиненными им подразделениями.
Право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы (пункт 5 Положения от 17 апреля 1957 года N 67).
Согласно Положению о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 января 2008 года N 30, "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны Российской Федерации и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.
В силу пункта 4 названного Положения награждение ведомственными знаками отличия производится Приказами Министра обороны Российской Федерации, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия.
Исходя из вышеназванных положений, нагрудным знаком "Отличник Советской Армии" награждались солдаты, сержанты, старшины, отличившиеся безупречной воинской дисциплиной, за образцовое несение службы, следовательно, данный нагрудный знак, награждение которым производилось не Приказом Министра обороны, не может быть отнесен к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" на основании статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Кроме того, как было указано выше, нагрудным знаком "Отличник Советской Армии" награждались солдаты, сержанты, старшины, отличившиеся безупречной воинской дисциплиной, за образцовое несение службы, следовательно, данный нагрудный знак не может быть отнесен к числу знаков отличия за многолетний и добросовестный труд, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Тарасовым Г.А. исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, несостоятельны, так как основаны на иной, чем у суда первой инстанции оценке доказательств и на субъективном, ошибочном толковании норм права самим заявителем жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Тарасова Г.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи: А.В. Александрова
Г.И. Алексеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.