Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Клюкиной О.В. и Ваулина А.А.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 03 ноября 2015 года, которым постановлено:
исковые требования Рябинина В. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Марий Эл, Федеральной службе исполнения наказаний удовлетворить частично;
признать за Рябининым В. А. с составом семьи " ... " человека право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, строительства жилого помещения от "дата" об отказе в постановке Рябинина В. А. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
возложить обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Рябинина В. А. с составом семьи из " ... " человек на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с "дата";
в удовлетворении искового требования Рябинина В. А. о взыскании с Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Марий Эл компенсации морального вреда в сумме " ... " руб. отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рябинин В.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства к Управлению Федеральной службы, исполнения наказания России по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республике Марий Эл), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о признании за истцом с составом семьи из "N" человек права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признании незаконным решения комиссии ФСИН России от "дата" об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на ФСИН России обязанности поставить истца с составом семьи из " ... " человек на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с "дата", а также взыскании с УФСИН России по Республике Марий Эл компенсации морального вреда в сумме " ... " руб. В обоснование иска указал, что решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовноисполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, единовременной, социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от "дата" ему отказано в постановке на учет для, получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Основанием для отказа в постановке истца на учет явилось отсутствие копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, а также обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более " ... " квадратных метров.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Рябинина В.А. отказать, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу УФСИН России по Республике Марий Эл просит об удовлетворении апелляционной жалобы ФСИН России.
Выслушав объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Марий Эл Ширшовой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Рябинина В.А. Добровольской Т.М., просившей решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Из материалов дела следует, что Рябинин В.А. проходит службу в " ... ". "дата" Рябинин В.А. подал рапорт в подкомиссию УФСИН России по Республике Марий Эл на имя директора ФСИН России о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи " ... " человека, в том числе жена Рябинина М.В., сын Рябинин М.В., "дата" рождения, сын Рябинин А.В., "дата" рождения. Общая продолжительность службы в календарном исчислении составила более " ... ". "дата" подкомиссией УФСИН России по Республике Марий Эл принято решение о направлении документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке истца на учет для получения единовременной выплаты. Решением комиссии ФСИН России от "дата" Рябинину В.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ). В решении комиссии об отказе в постановке истца на учет указано, что заявитель и члены его семьи постоянно зарегистрированы по адресу: "адрес", в жилом помещении общей площадью " ... " кв.м. Согласно договора "N" на передачу и продажу квартир в собственность граждан вышеуказанная квартира передана в совместную долевую собственность заявителю, Рябинину А.С. (отец заявителя), Рябининой В.М. (мать заявителя) и Рябининой И.А. (сестра заявителя). В связи с этим, установить форму собственности на указанное жилое помещение не представляется возможным. Всего зарегистрировано " ... " человек. Других жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации Рябинин В.А. и члены его семьи не имеют. Отсутствует копия финансового лицевого счета, выписка из домовой книги, представлены выписки о начислениях и оплате за жилищно-коммунальные услуги, справка об отсутствии задолженности по оплате, копия поквартирной карточки, справка о регистрации, справка о составе семьи. Ранее Рябинину В.А. и членам его семьи социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась. Документы представлены не в полном объеме.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь указанными нормами права, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные в решение комиссии ФСИН России "дата" несоответствия, являющиеся основанием для отказа в постановке Рябинина В.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, применительно к конкретным обстоятельствам дела являются формальными и не могут повлечь за собой отказ указанному лицу в реализации его права.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, полагает их правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Отсутствие копии выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета само по себе не свидетельствует об отсутствии у истца права на единовременную социальную выплату и не может являться основанием отказа в постановке на учет для ее получения.
В соответствии с п. 82 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N10 (приложение N 7 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N11 (приложение N 8 к Регламенту).
Назначение домовой книги закреплено в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденном Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 N 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных.
При обращении с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, Рябинин В.А. предоставил в отношении указанного жилья поквартирную карточку.
Указанный документ содержит сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, т.е. сведения, аналогичные содержащимся в домовой книге.
Требование комиссии об обязательности представления копии финансового лицевого счета не может быть признано обоснованным, поскольку Рябининым В.А. были представлены требуемые финансовые документы: сведения о начислениях и оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно справки " ... " от "дата" выписка о начислениях и оплате за ЖКУ представляет собой финансово-лицевой счет, отражающий количество зарегистрированных лиц, сумму начислений коммунальных платежей. Документа под названием "финансово-лицевой счет" организация не выдает.
Представленные документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц.
При таких обстоятельствах с учетом правового регулирования спорных правоотношений суд обоснованно иск удовлетворил в части основных требований и отказал в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.
Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, которые по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 03 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи О.В.Клюкина
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.