Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Шептуновой Л.П.
судей Загорьян А.Г. и Доманова В.Ю.
при секретаре Кротюк К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению В., С., Л., Г. к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации " С", Холмскому отделению ОП " Э" открытого акционерного общества энергетики и электрификации " С" о признании незаконными действий по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, возложении обязанности демонтировать прибор учета, признании незаконным выставление счетов-извещений на оплату расходов на установку прибора учета электроэнергии
по апелляционной жалобе представителя ответчика С. на решение Холмского городского суда Сахалинской области от 04 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия Холмского отделения ОП " Э" открытого акционерного общества энергетики и электрификации " С" по выставлению счетов-извещений за май 2014 года на оплату расходов на установку прибора учета по лицевому счету N на квартиру "адрес" в размере "данные изъяты", по лицевому счету N на квартиру "адрес" в размере "данные изъяты", по лицевому счету N на квартиру "адрес" в размере "данные изъяты", по лицевому счету N - на квартиру "адрес" в размере "данные изъяты".
В удовлетворении требований о признании незаконными действий по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, возложении обязанности демонтировать прибор учета отказано.
С Холмского отделения ОП " Э" открытого акционерного общества энергетики и электрификации " С" в доход бюджета муниципального образования " "данные изъяты"" взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты".
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Шептуновой Л.П., судебная коллегия
установила:
16 марта 2015 года истцы В., С., Л., Г. обратились в суд с иском к Холмскому отделению ОП " Э" открытого акционерного общества энергетики и электрификации " С" о признании незаконными действий по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, возложении обязанности демонтировать прибор учета, признании незаконным выставление счетов-извещений на оплату расходов на установку прибора учета электроэнергии.
В обоснование заявленных исковых требований указали, что по инициативе ответчика в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии, который является общим имуществом многоквартирного дома, в связи с чем, его установка должна была производится на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома. В последствии были выставлены счета-извещения на оплату расходов за установку общедомового прибора учета электроэнергии за май 2014 года. Собственники жилых помещений не принимали решений об увеличении размера общего имущества в многоквартирном доме, о его составе, о реконструкции сетей и электрооборудования для энергоснабжения дома, о передаче в пользование общего имущества многоквартирного дома в чье либо пользование.
На основании изложенного, истцы просили признать незаконными действия ответчика по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, возложить обязанность демонтировать прибор учета, признать незаконным выставление счетов-извещений на оплату расходов на установку прибора учета.
Определениями суда от 23 марта 2015 года и 14 апреля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью " Х", на стороне истцов - К., О., Л.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика С., просит решение отменить в части удовлетворенных исковых требований. Полагает, что Холмское отделение открытого акционерного общества энергетики и электрификации " С" не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку не обладает статусом юридического лица. Отмечает, что действия ответчика по выставлению счетов-извещений являются законными, поскольку нормы Федерального закона "Об энергосбережении" предусматривают обязанность собственников многоквартирных жилых домов по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета, в случаях, когда собственники не исполнили требования закона по установке коллективного прибора учета электрической энергии. Считает неверным вывод суда о наличии у управляющей компании обязанности по возмещению указанных расходов, поскольку доказательства принятия собственниками жилых помещений решения о включении расходов по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в состав платы за содержание и ремонт жилого дома, а также заключения с ресурсоснабжающей организацией договора на установку прибора учета с обязательством оплаты, в материалах дела отсутствуют.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положений пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела в отсутствие кого - либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Установив, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истцов О. и Л., не были извещены судом о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела, суд апелляционной инстанции отменяет вынесенное Холмским городским судом 4 июня 2015 года решение и принимает новое исходя из следующего.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 20 октября 2015 года в качестве ответчика по делу привлечено открытое акционерное общество энергетики и электрификации " С".
Надлежащим ответчиком по делу является юридическое лицо - открытое акционерное общество энергетики и электрификации " С".
При таких обстоятельствах, В., С., Л., Г. в удовлетворении исковых требований к Холмскому отделению ОП " Э" открытого акционерного общества энергетики и электрификации " С" о признании незаконными действий по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, возложении обязанности демонтировать прибор учета, признании незаконным выставление счетов-извещений на оплату расходов на установку прибора учета отказать, поскольку указанный ответчик не обладает статусом юридического лица.
Разрешая спор по существу, судебная коллегия учитывает, что в силу положений пункта 5 и пункта 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны были обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными ( общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими ( для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно положений пункта 10 статьи 13 названного Федерального закона до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В силу пункта 12 статьи 13 вышеприведенного Федерального закона до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В соответствии с пунктом 150 Основных Положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Как следует из материалов дела В., С., Л., Г. являются собственниками квартир "адрес".
Согласно протоколу собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", от 30 марта 2012 года собственниками выбран способ управления указанным домом управляющей организацией обществом с ограниченной ответственностью " Х" и постановлено заключить с управляющей организацией договор управления сроком на три года.
В соответствии с пунктами 1 и 12.1 договора N1378-18/12 от 21 августа 2012 года на выполнение монтажных работ, заключенного между открытым акционерным обществом энергетики и электрификации " С" - (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью Строительно - монтажная компания " Э" - (подрядчик), по указанию заказчика, подрядчик берет на себя обязательство по выполнению работ по монтажу общедомовых измерительных комплексов в период с августа 2012 года по июль 2013 года.
Из сведений о стоимости выполненных работ и затрат, свода затрат по монтажу общедомовых измерительных комплексов, акта выполненных работ N 24 за май 2013 года, сводного акта выполненных работ (л.д.104-107, 155-166) следует, что обществом с ограниченной ответственностью Строительно - монтажная компания " Э" установлено 2 единицы общедомовых измерительных комплексов по адресу "адрес".
В силу пункта 152 и пункта 154 Основных Положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства; гарантирующего поставщика; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами; собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
Холмское отделение обособленного подразделения " Э" ОАО Энергетики и Электрофикации " С" уведомляло общество с ограниченной ответственностью " Х" о том, что 1 августа 2013 года будет проводиться допуск в эксплуатацию общедомового прибора учета по ул. "адрес" (л.д. 35).
Согласно актам допуска от 01 августа 2013 года измерительные приборы, установленные в жилом многоквартирном доме по "адрес", введены в эксплуатацию ( л.д. 32-33).
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, установив, что действия открытого акционерного общества энергетики и электрификации " С" по установке коллективных ( общедомовых) приборов учета электроэнергии были правомерными, соответствовали нормам Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", судебная коллегия приходит к выводу об отказе истцам в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, возложении обязанности демонтировать прибор учета.
При этом доводы истцов о том, что техническая возможность для установки приборов учета в доме отсутствовала, дом является аварийным, несостоятельны, поскольку не подтверждены доказательствами.
Вместе с тем, разрешая требование истцов, о признании незаконным выставление ответчиком счетов-извещений на оплату расходов на установку прибора учета электроэнергии судебная коллегия находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Материалами дела подтверждается, что в мае 2014 года открытым акционерным обществом энергетики и электрофикации " С" истцам выставлены счета-извещения на оплату расходов на установку прибора учета:
- О. по лицевому счету N на квартиру "адрес" в размере "данные изъяты" ( собственник 1/2 доли жилого помещения Горлова Г.П.);
- С. по лицевому счету N на квартиру "адрес" в размере "данные изъяты";
- Л. по лицевому счету N- на квартиру "адрес" в размере "данные изъяты", по лицевому счету N;
- В. на квартиру "адрес" в размере "данные изъяты".
Из части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011года N 354, следует, что ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 вышеприведенного Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации ).
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов.
В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета.
Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).
Между тем, из положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил N 491 следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью "Холмский УправДом" как организация, специально нанятая собственниками помещений дома 6 по ул. Капитанская в г. Холмске, для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, должна возмещать расходы ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
При этом правовых оснований для выставления счетов на оплату расходов на установку общедомового прибора учета непосредственно истцам, как собственникам жилых помещений, у открытого акционерного общества энергетики и электрификации " С", не имелось, поскольку
с 30 марта 2012 года собственниками избран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
Доводы представителя ответчика о том, что действия по выставлению счетов-извещений истцам на оплату расходов на установку приборов учета, являются законными, несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Поскольку иск в части подлежит удовлетворению, то в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит к взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования " "данные изъяты"" в размере "данные изъяты".
Руководствуясь статьями 328 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Холмского городского суда от 04 июня 2015 года отменить.
Исковые требования В., С., Л., Г. к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации " С" о признании незаконными действий по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, возложении обязанности демонтировать прибор учета, признании незаконным выставление счетов-извещений на оплату расходов на установку прибора учета удовлетворить частично.
Признать незаконными действия открытого акционерного общества энергетики и электрификации " С" по выставлению счетов-извещений за май 2014 года на оплату расходов на установку прибора учета по лицевому счету N на квартиру "адрес" в размере "данные изъяты", по лицевому счету N на квартиру "адрес" в размере "данные изъяты", по лицевому счету N на квартиру "адрес" в размере "данные изъяты", по лицевому счету N - на квартиру "адрес" в размере "данные изъяты".
В., С., Л., Г. в удовлетворении исковых требований к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" о признании незаконными действий по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, возложении обязанности демонтировать прибор учета отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества энергетики и электрификации " С" в доход бюджета муниципального образования " "данные изъяты"" государственную пошлину в размере "данные изъяты".
В., С., Л., Г. в удовлетворении исковых требований к Холмскому отделению ОП " Э" открытого акционерного общества энергетики и электрификации " С" о признании незаконными действий по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, возложении обязанности демонтировать прибор учета, признании незаконным выставление счетов-извещений на оплату расходов на установку прибора учета, отказать.
Председательствующий Шептунова Л.П.
Судьи Загорьян А.Г.
Доманов В.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.