Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Литвиновой Т.Н.,
судей областного суда Шептуновой Л.П. и Загорьян А.Г.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2
на решение Южно-Сахалинского городского суда от дата, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой Т.Н., судебная коллегия
установила:
дата ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, обратились в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование исковых требований указали, что в дата году на основании договора найма служебного жилого помещения им была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес", в которой они зарегистрированы и фактически проживают. Решением Южно-Сахалинского городского суда от дата за ними признано право пользования и проживания в указанном жилом помещении на условиях социального найма. С целью реализации права на приватизацию они обратились к Министерству обороны Российской Федерации с заявлением о приватизации, однако получили отказ. Просили суд признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", в порядке приватизации по "данные изъяты" доли каждому.
Судом принято вышеприведённое решение, которое обжалуют ФИО1 и ФИО2
В апелляционной жалобе истцы просят оспариваемое решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указали о несогласии с выводами суда об отсутствии заключенного письменного договора социального найма, поскольку считают, что договор найма фактически был заключен после вступления в законную силу решения Южно-Сахалинского городского суда о признании за ними права пользования спорной квартирой на условиях социального найма. Полагают, что отсутствие письменного договора социального найма не является основанием для отказа в удовлетворении требований. Считают, что отказ в приватизации жилого помещения нарушает их конституционные права, поскольку ранее они правом на приватизацию не пользовались. Также указали, что в данном случае только в судебном порядке возможно восстановление их права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО4 поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Истец и законный представитель ФИО3 ФИО2, представители Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, имеют право приобрести это жилое помещение в собственность.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 N9-П, часть 2 статьи 4 указанного закона признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений.
Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частями 5, 6 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Постановлением Правительства Российской Федерации N752-р от 01 июня 2000 года военный городок N "данные изъяты" включен в "Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы РФ и Органов ФСБ России", а исключен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2012 года N1801-р.
Приведенные нормы права свидетельствуют о том, что порядок предоставления жилых помещений военнослужащим определен специальными нормами с учетом особого статуса указанной категории граждан. Исходя из системного толкования данных норм, занимаемое военнослужащим и членами его семьи жилое помещение, при его освобождении, может быть предоставлено только военнослужащему, а возможность получения гражданами, уволенными с военной службы, в собственность служебных жилых помещений, а также жилых помещений в закрытых военных городках прямо запрещено Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что дата ФГУ "данные изъяты" с ФИО1 заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", являющегося федеральной собственностью, на время его работы в ФГУ "данные изъяты" Министерства обороны Российской Федерации. Истцы проживают в указанном жилом помещении до настоящего времени. Решением Южно-Сахалинского городского суда от дата за истцами ФИО1,2,3 признано право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что договор социального найма занимаемого истцами жилого помещения в установленной форме отсутствует, а также из того, что суд не является тем органам, к компетенции которого относится вопрос о передаче гражданам жилых помещений в собственность.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку факт возникновения права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма не установлен, решение об исключении данного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда уполномоченным на то органом не принималось, в муниципальную собственность квартира не передавалась, а принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
При этом возможность передачи гражданам в собственность служебных жилых помещений допускается только с согласия собственника (статья 4 закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), которое истцами не получено, а иных норм, позволяющих возлагать на собственника обязанность по безвозмездной передаче гражданам жилых помещений, не существует.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, исследованных судом с последующей их правовой оценкой в решении, которую судебная коллегия находит правильной. Они сводятся к оспариванию выводов суда, но их не опровергают, поскольку основаны на ошибочной оценке значимых для дела обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, неправильном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий Литвинова Т.Н.
Судьи Шептунова Л.П.
Загорьян А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.