Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Качура И.О.,
судей Лихачевой С.А., Неволиной Е.В.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. В.В. к администрации муниципального образования городской округ " "данные изъяты"" о признании незаконным решения от 04 сентября 2015 года N-О об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить указанную схему
по апелляционной жалобе К. В.В. на решение Долинского городского суда Сахалинской области от 26 октября 2015 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения представителя К. В.В. - К. Т.В., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия
установила:
28 сентября 2015 года К. В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ (далее по тексту - МО ГО) " "данные изъяты"" об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Сахалинская область, "данные изъяты" район, село "данные изъяты", улица "данные изъяты", дом N, квартира N. В обоснование требований указал, что являясь собственником квартиры двухквартирного жилого дома, расположенного по указанному адресу, обратился в администрацию МО ГО " "данные изъяты"" с заявлением о формировании земельного участка. Вместе с тем, 16 июля 2015 года получил отказ о невозможности формирования земельного участка под указанным двухквартирным домом в связи с тем, что до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации постановлением главы администрации села "данные изъяты" N от 25 июля 1994 года он предоставлен в собственность жильцов квартиры N дома N по улице "данные изъяты" в селе "данные изъяты". Также им получено разъяснение о том, что поскольку дом является домом блокированной застройки, то в отношении каждого из блоков может быть сформирован самостоятельный земельный участок. Предложено подготовить схему расположения земельного участка под свою квартиру и направить ее на утверждение в администрацию с целью последующей постановки земельного участка на кадастровый учет. В этой связи 30 июля 2015 года он обратился в администрацию за утверждением подготовленной им схемы, однако 04 сентября 2015 года орган местного самоуправления отказал в ее утверждении на основании подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, - по причине частичного совпадения местоположения земельного участка, образованного в соответствии с ранее принятым постановлением главы администрации села "данные изъяты" "данные изъяты" района N от 25 июля 1994 года. При этом, сообщено о возможности повторного обращения в отдел архитектуры и градостроительства администрации с предоставлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом границ прилегающих земельных участков с кадастровыми номерами N и N. Считает отказ необоснованным и нарушающим его права, а приведенную причину отказа, не предусмотренной пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Просит признать решение администрации МО ГО " "данные изъяты"" от 04 сентября 2015 года N-О об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложить обязанность утвердить схему его расположения.
В судебном заседании представитель административного истца К. Т.В. заявленные требования поддержала, представитель администрации МО ГО " "данные изъяты"" Ф. А.С. полагал административный иск не подлежащим удовлетворению. Административный истец К. В.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Судом вынесено приведенное выше решение, которое К. В.В. в апелляционной жалобе просит отменить, ссылаясь на обстоятельства, послужившие основанием для обращения с заявлением в суд. Полагает, что поскольку схема расположения земельного участка является документом, необходимым для составления межевого плана, то оспариваемый отказ влечет невозможность его составления, что нарушает права собственника недвижимости в реализации исключительного права на приобретение прав на земельный участок. Не соглашается с выводом суда о том, что земельный участок, указанный в схеме, частично совпадает с земельным участком с кадастровым номером N, образованным и предоставленным в собственность иному лицу, так как границы последнего не установлены.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Закона).
На основании пункта 4 статьи 4 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункту 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются, в том числе: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункты 1 и 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, К. В.В., являющийся собственником квартиры N в доме N по улице "данные изъяты" в селе "данные изъяты" района, 13 августа 2015 года обратился в администрацию МО ГО " "данные изъяты"" с заявлением о формировании участка под частью жилого дома и предоставил для утверждения схему расположения земельного участка.
Письмом от 04 сентября 2015 года N К. В.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, - ввиду частичного совпадения месторасположения земельного участка, образованного в соответствии с ранее принятым решением (постановлением главы администрации села "данные изъяты" N от 25 июля 1994 года). К. В.В. разъяснено право на повторное обращение в орган местного самоуправления с предоставлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом границ прилегающих земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, направленной заявителем в администрацию МО ГО " "данные изъяты"" и исследованной судом первой инстанции следует, что указанный К. В.В. участок частично совпадает с земельным участком, образованным и предоставленным в собственность И. А.Ж. на основании постановления главы администрации села "данные изъяты" района N от 25 июля 1994 года (кадастровый номер "данные изъяты").
В настоящее время указанный земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м., и жилой дом, расположенный "адрес", находятся в общей долевой собственности у А. К.Ю., А. Д.С. и С. С.К.
При этом, сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный в селе "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м., не имеется и его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из того, что представленная истцом в администрацию МО ГО " "данные изъяты"" схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, частично совпадает с местоположением земельного участка, образованного в соответствии с ранее принятым главой администрации села Стародубск "данные изъяты" района постановлением N от 25 июля 1994 года, в связи с чем и на основании положений подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления вынес обоснованное решение об отказе в утверждении данной схемы.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, подтверждается доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 87 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуется с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок образования и предоставления земельных участков в собственность.
Кроме того, представленная административным истцом схема расположения земельного участка не соответствуют требованиям, предъявляемым к Форме и Требованиям к подготовке схемы расположения земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762, поскольку не учтены сведения о земельных участках общего пользования, о чем обоснованно указано органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории не противоречит требований законодательства и не нарушает прав административного истца.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии сведений в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 65:10:0000012:179, установленным в соответствии с требованиями Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" опровергается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 октября 2015 года (л.д.45).
Поскольку схема расположения земельного участка по смыслу пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации представляет собой изображение границ земельного участка на кадастровом плане территории, на уполномоченный орган не возлагается обязанность в безусловном порядке принять решение об его утверждении.
При таких обстоятельствах, когда правовых оснований к удовлетворению требований К. В.В. не имеется, а в апелляционной жалобе не приведено доводов, влекущих принятие иного решения, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Долинского городского суда от 26 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу К. В.В., - без удовлетворения.
Председательствующий Качура И.О.
Судьи Лихачева С.А.
Неволина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.