Судья Сахалинского областного суда Неволина Е.В., при секретаре Пак Н.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу законного представителя юридического лица - Отдела по управлению муниципальной собственностью "адрес" городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" К.Н.И. на решение судьи Углегорского городского суда от 23 ноября 2015 года по делу о привлечении юридического лица - Отдела по управлению муниципальной собственностью "адрес" городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением главного государственного инспектора "адрес" района по пожарному надзору С.С.В. от ДД.ММ.ГГГГ N Отдел по управлению муниципальной собственностью "адрес" городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" (далее - ОУМС "адрес" городского поселения) признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Данное постановление законный представитель названного отдела К.Н.И. обжаловал в суд.
Решением судьи Углегорского городского суда от 23 ноября 2015 года обжалуемое постановление изменено, из него исключены пункты 8 и 12 в которых указано на отсутствие источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров здания торгового центра с расходом воды 10 л/с (не менее двух ПГ) (п.8); и на отсутствие в помещениях МУП "УЖКХ" и в помещениях бывшей гостиницы исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта (автоматических установок сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) (п.12).
На решение судьи законным представителем ОУМС "адрес" городского поселения К.Н.И. принесена жалоба, в которой он просит отменить оспариваемое постановление главного государственного инспектора "адрес" района по пожарному надзору С.С.В. от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу. Полагает, что судом при рассмотрении дела не учтен довод ОУМС "адрес" городского поселения о том, что отдел не может нести административную ответственность за выявленные нарушения, поскольку не является собственником объекта проверки. Обращает внимание на то, протоколы об административных нарушений требований в области пожарной безопасности N были составлены с нарушением срока, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав законного представителя - руководителя ОУМС "адрес" городского поселения К.Н.И., прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела, главным государственным инспектором "адрес" района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в отношении ОУМС "адрес" городского поселения на объекте, расположенном по адресу: "адрес".
В ходе проведения проверки государственным инспектором по пожарному надзору установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности в названном здании:
в помещениях МУП "УЖКХ" и в помещениях бывшей гостиницы отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (автоматических установок сигнализации, системы оповещения людей о пожаре), чем нарушен пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 (далее Правила противопожарного режима РФ); статья 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, чем нарушен пункт 21 Правил противопожарного режима РФ;
подвал захламлен различным мусором, чем нарушен пункт 23 Правил противопожарного режима РФ;
не проводится испытание ограждения на крыше с составлением соответствующего протокола, чем нарушен пункт 24 Правил противопожарного режима РФ;
в здании отсутствуют знаки, обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы, чем нарушен НПБ 160-97 Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности виды, размеры, общие технические требования, статья 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
в здании электросветильники эксплуатируются без колпаков, чем нарушен подпункт "в" пункта 42 Правил противопожарного режима РФ;
части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (На первом этаже в тамбуре входа с западной стороны на путях эвакуации расположен электрощит), чем нарушены статья151 Федерального закона N 123-Ф3 от 22 июля 2008 года, пункт 7.4 СНиП 21-01-97*;
отсутствуют источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров здания торгового центра с расходом воды 10 л/с (не менее двух ПГ), чем нарушены статья 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.1 СП 8.13130.2009;
отсутствует декларация пожарной безопасности, чем нарушается статья 64 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 года N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности";
в здании эксплуатируется электропроводка с видимыми нарушениями изоляции, чем нарушается подпункт "а" пункта 42 Правил противопожарного режима РФ;
здание не доукомплектовано огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2 пункта 70 Правил противопожарного режима РФ;
в помещениях МУП "УЖКХ" и в помещениях бывшей гостиницы отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (автоматических установок сигнализации, системы оповещения людей о пожаре), чем нарушается пункт 61 Правил противопожарного режима в РФ, статья 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Ф3;
в помещениях бывшей гостиницы приборы приемноконтрольные установлены в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала, чем нарушен пункт 12.48 НПБ 88- 2001;
помещения МКУ "ХЭУ" не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС и СОУЭ), чем нарушены требования таблицы 1 пункта 7.2 НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией";
помещения Следственного комитета не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС и СОУЭ), чем нарушены требования таблицы 1 пункта 7.2 НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией";
в помещениях МУП "УЖКХ" и в помещениях бывшей гостиницы не проводится ежеквартальная проверка работоспособности систем противопожарной защиты (АУПС, СОУЭ) с оформлением соответствующего акта проверки, чем нарушен пункт 61 Правил противопожарного режима в РФ; статья 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Ф3;
помещение архива МУП "ЕРКЦ" не защищено автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС), чем нарушены требования таблицы 1 пункта 7.2 НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией";
в кабинете МУП "ЕРКЦ" извещатели УПС расположены на расстоянии менее 0,5 м. до электросветильников, чем нарушены пункт 13.3.6 СП 5.13130.2009, статья 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123- ФЗ;
в помещении МУП "ЕРКЦ" табло выход находится в нерабочем состоянии, чем нарушен пункт 43 Правил противопожарного режима в РФ, статья 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Ф3;
здание не защищено автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС), чем нарушаются требования таблицы 3 пункта 38 НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией";
в здании отсутствует система оповещения людей о пожаре, чем нарушены требования пункта 14 таблицы 2 НПБ 104-03; статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Ф3;
на путях эвакуации применены горючие материалы (тамбур входа в бывшую гостиницу, выполнен из горючего материала из дерева), чем нарушен пункт 33 Правил противопожарного режима в РФ, статья 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Ф3, пункт 6.25 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
в помещении подвала отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС), чем нарушены требования таблицы 3 пункта 38 НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией".
По фактам выявленных нарушений главным государственным инспектором "адрес" района по пожарному надзору в отношении ОУМС "адрес" городского поселения составлено три административных протокола от ДД.ММ.ГГГГ N, N и N, которые объединены в одно производство определением от ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты").
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях главным государственным инспектором "адрес" района по пожарному надзору ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление N о назначении административного наказания, которым ОУМС "адрес" городского поселения признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факты допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность ОУМС "адрес" городского поселения в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены представленными в дело доказательствами, полученными с соблюдением требований статьи 26.2 Кодекса: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ N, свидетельством о государственной регистрации права на здание, расположенное по адресу: "адрес", Положением об ОУМС "адрес" городского поселения, протоколами об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N, Уставом "адрес" городского поселения "адрес" муниципального района "адрес", положением "О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью "адрес" городского поселения", договором безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ N, договором безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ N, распоряжением главы "адрес" городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N, распоряжением главы "адрес" городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N.
Фактические обстоятельства дела судом проверены, представленным доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - ОУМС "адрес" городского поселения не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности в здании, которое находится в собственности "адрес" городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" и часть которого передана в пользование иным лицам - МУП " "адрес" жилищно-коммунальное хозяйство", Следственному комитету Российской Федерации по "адрес", МКУ "Хозяйственно-эксплуатационное управление" и МУП "Единый расчетно-кассовый центр".
Доказательств, подтверждающих, что переданные в безвозмездное пользование помещения соответствовали требованиям пожарной безопасности, не имеется, а также не представлено доказательств, опровергающих выявленные нарушения правил пожарной безопасности в части здания, которое никому не передано (помещения бывшей гостиницы).
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Довод жалобы о том, что ОУМС "адрес" городского поселения не может в данном случае быть привлечен к ответственности, поскольку не является собственником объекта проверки, является несостоятельным, в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 Закона 123-ФЗ предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.
В соответствии со статьями 1 и 3 Положения об ОУМС "адрес" городского поселения отдел является органом местного самоуправления "адрес" городского поселения, который осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Отдел от имени органов местного самоуправления реализует права собственника муниципальной собственности.
Следовательно, в силу статей 38, 63 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ОУМС "адрес" городского поселения несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как лицо, реализующие права собственника здания, расположенного по адресу: "адрес".
Ссылка законного представителя ОУМС "адрес" городского поселения на составление протокола об административном правонарушении с нарушением срока, предусмотренного частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ, отклоняется судьей, поскольку составление протокола об административном правонарушении в срок, более поздний, чем предусмотрено статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса, не является основанием для признания его недействительным и исключающим производство по делу об административном правонарушении, поскольку этот срок не является пресекательным.
Такое нарушение не является основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении, а следовательно, и судебных актов, принятых по делу об оспаривании этого постановления.
Приведенные законным представителем в жалобе обстоятельства учитывались при назначении административного наказания, которое правомерно определено в минимальном размере с учетом требований частей 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку судьей "адрес" городского суда полно и всесторонне выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, не допущено, жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Углегорского городского суда от 23 ноября 2015 года оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица - Отдела по управлению муниципальной собственностью "адрес" городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" К.Н.И. - без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда Е.В. Неволина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.