Определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 25 декабря 2015 г. по делу N 33а-461/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Баландина А.Г.,
Вагапова Р.К.
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы производства по частной жалобе начальника отдела N 3 (г. Североморск) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на определение Казанского гарнизонного военного суда от 5 октября 2015 года об отказе в изменении способа и порядка исполнения решения Казанского гарнизонного военного суда от 24 апреля 2014 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего Айтуганова И.Р. об оспаривании бездействия начальника отдела N 4 (г. Североморск) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с не обеспечением жилым помещением, и в приостановлении исполнительного производства.
Заслушав доклад судьи Вагапова Р.К., изложившего содержание определения суда первой инстанции и доводы частной жалобы, окружной военный суд
установил:
решением Казанского гарнизонного военного суда от 24 апреля
2014 года, вступившим в законную силу с 16 декабря 2014 года, заявленные Айтугановым требования удовлетворены. На начальника отдела N 4
(г. Североморск) Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность отменить свое решение от
22 ноября 2012 года N о снятии Айтуганова с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановить последнего на названном учете с
28 марта 2009 года и обеспечить жилым помещением в соответствии с нормами его предоставления с учетом внесения Айтугановым денежных средств.
На основании указанного решения суда начальником отдела N 3
(г. Североморск) ФГКУ "Западрегионжилье" 19 февраля 2015 года принято решение N, которым Айтуганов совместно с супругой восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном месте жительства - "адрес" с 28 марта 2009 года.
17 сентября 2015 года в Казанский гарнизонный военный суд поступило заявление от начальника отдела N 3 (г. Североморск) ФГКУ "Западрегионжилье", в котором он просит изменить порядок и способ исполнения вышеназванного решения суда, в части формы обеспечения Айтуганова жильем - с предоставления жилого помещения по избранному месту жительства в натуре на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и приостановить исполнительное производство.
Определением казанского гарнизонного военного суда от 5 октября 2015 года в удовлетворении указанного заявления отказано.
Не соглашаясь с таким определением, начальник отдела N 3
(г. Североморск) ФГКУ "Западрегионжилье" подал частную жалобу, в которой просит его отменить и удовлетворить требования его заявления.
В обоснование частной жалобы он указывает, что исполнение решения суда в части обеспечения Айтуганова жилым помещением по избранному им месту жительства в натуре не представляется возможным, поскольку отдел N 3 (г. Североморск) ФГКУ "Западрегионжилье" не наделен полномочиями по распределению жилых помещений в "адрес", где кроме этого строительство жилья для военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации не ведется.
Далее в частной жалобе указывается, что суд, отказывая в удовлетворении заявления, фактически препятствует исполнению вынесенного ранее решения о суда о предоставлении Айтуганову жилого помещения.
Рассмотрев материалы судебного производства, обсудив приведенные в частной жалобе доводы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, суд апелляционной инстанции полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения суда соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, основан на приведенных в судебном заседании доказательствах.
В силу ч. 1 ст. 189 и ч. 1 ст. 359 КАС Российской Федерации суд может изменить способ и порядок исполнения решения при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение, то есть в случае необходимости трансформировать или заменить один вид исполнения другим.
Аналогичные положения содержатся и в статьях 203, 434 ГПК Российской Федерации, применяемого к указанным правоотношениям до
15 сентября 2015 года.
Из материалов дела усматривается, что суд, рассмотрев заявление Айтуганова, принял решение по всем заявленным требованиям, в том числе, по требованию об обеспечении заявителя жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Из приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября
2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" следует, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно".
Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, через ФГКУ "Западрегионжилье", которое в свою очередь принимает решение о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 1850 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512".
В свою очередь из Положения об отделе N 3 (г. Североморск) ФГКУ "Западрегионжилье", утвержденного приказом начальника ФГКУ "Западрегионжилье" от 22 декабря 2014 года N, следует, что указанный отдел организован в целях реализации функций и задач, возложенных на учреждение (ФГКУ "Западрегионжилье"), являющегося специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что довод должностного лица на отсутствие полномочий по распределению жилых помещений по избранному Айтугановым месту жительства, является необоснованным и противоречащим вышеуказанным нормативным правовым актам.
Кроме этого, согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до
1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, вышеназванный Федеральный закон предоставляет военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, право выбора формы обеспечения жилым помещением, в том числе право на предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Более того, решением Казанского гарнизонного военного суда от
24 апреля 2014 года установлено, что Айтуганов, имеющий календарную выслугу более 20 лет, приказом командующего Северным флотом от 22 июня 2009 года уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
При этом, согласно п. 14 ст. 15 названного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в том числе по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Из изложенного следует, что в случае, если жилищное строительство военным ведомством в этом городе не ведется, жилье приобретается за счет выделяемых для этого средств из федерального бюджета.
Каких-либо иных доказательств, препятствующих исполнению или затрудняющих исполнение решения суда, гарнизонному военному суду и суду апелляционной инстанции не представлено.
Доводы должностного лица об отсутствии возможности обеспечить заявителя жильем по избранному после увольнения месту жительства не могут служить основанием для ограничения прав Айтуганова, установленных федеральным законом.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд правомерно отказал в изменении порядка и способа исполнения решения суда, а также в приостановлении исполнительного производства.
Руководствуясь ст. 315, п. 1 ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
определение Казанского гарнизонного военного суда от 5 октября
2015 года об отказе в изменении способа и порядка исполнения решения Казанского гарнизонного военного суда от 24 апреля 2014 года по административному гражданскому делу по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Айтуганова И.Р. об оспаривании бездействия начальника отдела N 4 (г. Североморск) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с не обеспечением жилым помещением, и приостановлении исполнительного производства, оставить без изменения, а частную жалобу начальника отдела N 3 (г. Североморск) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Р.К. Вагапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.