Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Поздняковой Т.В.
судей Ваниной Е.Н., Кашиной Л.И.
при секретаре Морозовой Л.В.
с участием прокурора Лемеховой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
14 января 2016 года
дело по представлению Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на определение судьи Угличского районного суда Ярославской области от 30 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Отказать Ярославскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в принятии искового заявления в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ЛИУ-9 УФСИН Ярославской области и УФСИН России по Ярославской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда бюджетных рабочих мест для осужденных".
Заслушав доклад судьи Поздняковой Т.В., судебная коллегия
установила:
Ярославский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области о возложении обязанности провести оценку условий труда бюджетных рабочих мест для осужденных.
Заявление мотивировано тем, что при проведении прокуратурой проверки в ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области выявлены нарушения законодательства при обеспечении работодателем проведения специальной оценки труда.
Судьей постановлено указанное определение.
В представлении ставится вопрос об отмене определения. Доводы представления сводятся к незаконности и необоснованности определения, нарушению норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность определения исходя из доводов, изложенных в представлении, заслушав прокурора Лемехову Т.С., судебная коллегия полагает, что представление прокурора правовых оснований к отмене постановленного судьей определения не содержит.
Отказывая Ярославскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в принятии искового заявления в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ЛИУ-9 УФСИН Ярославской области и УФСИН России по Ярославской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда бюджетных рабочих мест для осужденных, судья исходил из того, что у прокурора отсутствуют основания для обращения в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку фактически данный иск подан в интересах осужденных, работающих в учреждении в настоящее время, круг которых можно определить и индивидуализировать.
Судебная коллегия с указанными выводами согласна, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего процессуального законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из положений данной нормы закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Однако он не обладает таким правом в интересах пусть даже и значительного числа граждан, круг которых может быть определен.
При этом неопределенный круг лиц предполагает невозможность индивидуализировать (определить) каждое лицо, право которого подлежит защите, а также невозможность привлечь в процесс данных лиц в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Обращаясь в суд с указанным исковым заявлением, прокурор указал на защиту неопределенного круга лиц, права которых нарушены неисполнением ФКУ ЛИУ-9 УФСИН Ярославской области своей обязанности как работодателя на получение лицами, работающими в организации в настоящее время, и лицами, которые могут трудоустроиться в будущем, информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда. Количество лиц, чьи интересы затрагивает несоблюдение ответчиком требований охраны труда, многочисленно, категория лиц, по мнению прокурора, не постоянна и персонально изменчива.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н.
В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации используются в целях: установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты (п. 3 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда).
Таким образом, предусмотренное трудовым законодательством обеспечение безопасных условий труда касается именно работников, осуществляющих трудовую деятельность, в данном случае, лиц содержащихся в ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области, занимающих соответствующие рабочие места.
В ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области отбывают наказание лица, осужденные за совершение преступлений. При этом личности осужденных, занимающие рабочие места, в отношении которых согласно требованиям прокурора необходимо проведение специальной оценки труда, установлены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд обоснованно не согласился с доводами прокурора о невозможности определить круг лиц, в интересах которых предъявляется иск.
Таким образом, в рассматриваемом случае у прокурора отсутствовало право на обращение в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Лица, содержащиеся в колонии, занимающие эти рабочие места, также не лишены возможности защиты своего права путем самостоятельной подачи иска в суд.
На основании изложенного, оспариваемое определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Представление Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на определение судьи Угличского районного суда Ярославской области от 30 ноября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.