Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Воробьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N "Лукошко" Тутаевского муниципального района об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N "Лукошко" Тутаевского муниципального района (МДОУ "Детский сад N "Лукошко" ТМР) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью "данные изъяты" кв.метров с кадастровым номером N, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации здания, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей.
Административный иск обоснован следующим: МДОУ "Детский сад N "Лукошко" ТМР на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит указанный выше земельный участок на основании постановления администрации Тутаевского муниципального района "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование" от ДД.ММ.ГГГГ N. Земельный участок поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, не был включен в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ - дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Согласно кадастровому паспорту кадастровая стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" рубля.
МДОУ "Детский сад N "Лукошко" ТМР произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО "данные изъяты" N рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере "данные изъяты" рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель МДОУ "Детский сад N "Лукошко" ТМР по доверенности Коновалова О.А. административное исковое заявление поддержала в полном объеме.
Административный ответчик ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" представил суду отзыв на административный иск МДОУ "Детский сад N "Лукошко" ТМР, в котором оставил разрешение требований иска на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представил отзыв на исковое заявление, в котором вопрос об удовлетворении требований иска оставил на усмотрение суда.
Административные ответчики Правительство Ярославской области, Управление Росреестра по Ярославской области, заинтересованное лицо администрация городского поселения Тутаев в судебное заседание своего представителя не направили, отзыв на административное исковое заявление МДОУ "Детский сад N "Лукошко" ТМР не представили суду.
Заслушав представителя МДОУ "Детский сад N "Лукошко" ТМР по доверенности Коновалову О.А., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление МДОУ "Детский сад N "Лукошко" ТМР подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Судом установлено, что МДОУ "Детский сад N "Лукошко" ТМР принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок площадью "данные изъяты" кв.метров с кадастровым номером N, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации здания, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 3 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением муниципального Совета городского поселения Тутаев Ярославской области от 19 сентября 2013 года N 12 на территории городского поселения Тутаев установлен земельный налог, определена налоговая ставка, размер которой зависит от кадастровой стоимости участка.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован НК РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что МДОУ "Детский сад N "Лукошко" ТМР в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве постоянного бессрочного пользования.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве постоянного бессрочного пользования, не вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ - дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N 702-п.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости.
В связи с этим кадастровая стоимость земельного участка определена согласно части 2 статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222.
Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Удельные показатели кадастровой стоимости закреплены в постановлении Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N 702-п.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" рубля.
Административным истцом представлен отчет ООО "данные изъяты" N об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" рублей.
МДОУ "Детский сад N "Лукошко" ТМР в обоснование своей позиции также представлено экспертное заключение N от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленное экспертом Саморегулируемой организации "данные изъяты", согласно которому подтверждена рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в Отчете. Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
С учетом выводов экспертизы отчета, а также отсутствия доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка административного истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление МДОУ "Детский сад N "Лукошко" ТМР подлежит удовлетворению в полном объеме.
Датой подачи административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения юридического лица с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28), то есть - ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 175 - 181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N "Лукошко" Тутаевского муниципального района удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.метров с кадастровым номером N, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации здания, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.