Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Цветкова В.В. и Комаровой Ю.В.,
при секретаре Соколовской А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
15 декабря 2015 года
по докладу судьи Пойменовой С.Н.
дело по апелляционной жалобе Безниско Т.А., Кажановой Л.Г., Демидовой Т.А., Крыловой И.Е. и Егоровой Л.А.
на решение Центрального районного суда г. Твери от 28 сентября 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования Безниско Т.А., Кажановой Л.Г., Демидовой Т.А., Иванушкиной А.В., Крыловой И.Е., Егоровой Л.А. к Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования " "адрес" государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения РФ, АО "данные изъяты", Главному управлению по труду и занятости населения "адрес" о признании специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ сотрудников рентгенологического кабинета отделения лучевой диагностики ГБОУ ВПО "адрес" государственной медицинской академии Министерства здравоохранения РФ недействительной, признании заключения государственной экспертизы условий труда N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании незаконным решения ГБОУ ВПО "адрес" государственной медицинской академии Министерства здравоохранения РФ в части отмены истцам выплат компенсационного характера за неблагоприятные условия труда при работе на должностях с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда 6 % от должностного оклада, выплат компенсационного характера в размере, эквивалентном стоимости молока жирностью не менее 2,5 % в розничной торговле (за работу с вредными условиями труда) из расчета 0,5 литра за рабочий день и дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, обязании ГБОУ ВПО "адрес" государственная медицинская академия Министерства здравоохранения РФ восстановить истцам выплаты компенсационного характера за неблагоприятные условия труда при работе на должностях с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда 6 % от должностного оклада, выплаты компенсационного характера в размере, эквивалентном стоимости молока жирностью не менее 2,5 % в розничной торговле (за работу с вредными условиями труда) из расчета 0,5 литра за рабочий день и дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с момента внесения изменений в трудовой договор оставить без удовлетворения".
Судебная коллегия
установила:
Безниско Т.А., Кажанова Л.Г., Демидова Т.А., Иванушкина А.В., Крылова И.Е., Егорова Л.А. обратились в суд с иском (с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) к Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования " "адрес" государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения РФ (ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России) о признании специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ сотрудников рентгенологического кабинета отделения лучевой диагностики ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России недействительной, признании заключения государственной экспертизы условий труда N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании незаконным решения ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России в части отмены выплат компенсационного характера за неблагоприятные условия труда при работе на должностях с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда 6 % от должностного оклада, выплат компенсационного характера в размере, эквивалентном стоимости молока жирностью не менее 2,5 % в розничной торговле (за работу с вредными условиями труда) из расчета 0,5 литра за рабочий день, и дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возложении обязанности на ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России восстановить выплаты компенсационного характера за неблагоприятные условия труда при работе на должностях с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда 6 % от должностного оклада, выплаты компенсационного характера в размере, эквивалентном стоимости молока жирностью не менее 2,5 % в розничной торговле (за работу с вредными условиями труда) из расчета 0,5 литра за рабочий день, и дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с момента внесения изменений в трудовой договор.
Свои требования мотивируют тем, что они являются сотрудниками рентгенологического кабинета отделения лучевой диагностики ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России. Кажанова Л.Г., Демидова Т.А. и Иванушкина А.В. работают врачами-рентгенологами, Безниско Т.А., Крылова И.Е. и Егорова Л.А. - рентгенолаборантами. По условиям заключенных с ними трудовых договоров им установлены компенсационные выплаты и предоставлен дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда. В ДД.ММ.ГГГГ они получили уведомления от ректора университета о том, что через N месяца после получения ими уведомлений будут внесены изменения в заключенные с ними трудовые договоры по результатам специальной оценки условий труда, а именно, будут отменены: выплата компенсационного характера за неблагоприятные условия труда при работе на должностях с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, выплаты компенсационного характера и дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Считают, что результаты специальной оценки труда и заключение государственной экспертизы условий труда являются незаконными и недействительными, поскольку они проведены с существенными нарушениями действующего законодательства.
Определением суда от 02 июля 2015 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная инспекция труда в "адрес" и Министерство труда и социального развития РФ.
Определением суда от 26 августа 2015 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены АО "данные изъяты", Главное управление по труду и занятости населения "адрес".
В судебное заседание истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов Безниско Т.А., Кажановой Л.Г., Демидовой Т.А., Крыловой И.Е., Егоровой Л.А. Дворова С.М. поддержала заявленные требования.
Представители ответчика ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России Лучникова Е.Е., Власов В.В., Калачева Т.В. возражали по заявленным требованиям, пояснив, что нарушений действующего законодательства при специальной оценке условий труда рабочих мест истцов работодателем нарушено не было.
Представители ответчика АО "данные изъяты" Миневич Н.Б. и Иванова О.Е. также возражали по заявленным требованиям.
Представитель ответчика Главного управления по труду и занятости населения "адрес", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты РФ Солдунов В.А. просил в иске отказать.
Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в "адрес" Воскресенский А.С. также возражал по заявленным требованиям, указав, что нарушений действующего законодательства со стороны ответчиков при проведении специальной оценке условий труда допущено не было.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Безниско Т.А., Кажановой Л.Г., Демидовой Т.А., Крыловой И.Е. и Егоровой Л.А., поданной их представителем Дворовой С.М., ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы приводятся ссылки на те же обстоятельства, которые приводились указанными лицами в обоснование заявленных ими требований в суде первой инстанции. Так, указывается, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест истцов была проведена с грубейшими нарушениям норм законодательства РФ. Отсутствие перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда, не дает права работодателю и экспертной организации проводить специальную оценку условий труда на общих основаниях, так как в соответствии с СанПин 2.6.1.2523-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 июля 2009 г. N 47, персонал группы А, которым являются врач-рентгенологи и рентгенолаборанты, относятся к категории облучаемых лиц и при оценке условий труда в рентгеновских кабинетах должно учитываться воздействие опасных и вредных производственных факторов, указанных в пунктах 2.17 и 2.18 СанПин 2.6.1.1192-03. Указанные факторы не учитывались при проведении специальной оценки условий труда рабочих мест истцов. В решении не приведен анализ измерений и исследований, на основе которого сделан вывод о допустимости условий труда. При измерениях и исследованиях грубо нарушено законодательство, так как не проведена идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в соответствии с СанПин 2.6.1.2523-09, 2.6.1.1192-03, 2.6.1.1192-03. Вопреки выводам суда аттестация рабочих мест истцов проводилась ДД.ММ.ГГГГ В связи с большим объемом изменений в законодательстве, в том числе новыми нормативными правовыми актами, ответчики не были подготовлены к проведению специальной оценке условий труда.
На апелляционную жалобу ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России, АО "данные изъяты", Главным управлением по труду и занятости населения "адрес" принесены возражения, в которых критикуются доводы жалобы, и указывается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В заседание суда апелляционной инстанции истцы Безниско Т.А., Кажанова Л.Г., Демидова Т.А., Иванушкина А.В., Крылова И.Е., Егорова Л.А., представители ответчика Главное управление по труду и занятости населения "адрес" и третьего лица Министерства труда и социального развития РФ не явились. Истцы Безниско Т.А., Кажанова Л.Г., Демидова Т.А., Крылова И.Е., Егорова Л.А., представители ответчика Главное управление по труду и занятости населения "адрес" и третьего лица Министерства труда и социального развития РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, причин неявки суду не сообщили, с ходатайством об отложении слушания дела не обращались. Судебная корреспонденция, направленная в адрес истца Иванушкиной А.В., вернулась с отметкой "истек срок хранения". При таких обстоятельствах судебная коллегия усмотрела в действиях Иванушкиной А.В. по уклонению от получения судебной повестки злоупотребление ею своими процессуальными правами, признала ее надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, и с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей ответчика ГБОУ ВПО Тверской ГМУ Минздрава России Лучниковой Е.Е., Калачевой Т.В., Глотовой О.С., представителей ответчика АО "данные изъяты" Миневич Н.Б. и Ивановой О.Е., представителя третьего лица Государственной инспекции труда в "адрес" Воскресенского А.С., возражавших по доводам апелляционной жалобы, исследовав принятые по причине неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
В силу 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Как следует из материалов дела истцы являются работниками ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России. Кажанова Л.Г., Демидова Т.А. и Иванушкина А.В. работают врачами-рентгенологами отделения лучевой диагностики поликлиники, Безниско Т.А., Крылова И.Е. и Егорова Л.А. - рентгенолаборантами отделения лучевой диагностики поликлиники. Их рабочие места находятся в кабинетах N и N (корпус N) и кабинете N (корпус 2 N расположенных по адресу: "адрес".
Приказом ректора ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России N от ДД.ММ.ГГГГ создана постоянно действующая комиссия по проведению специальной оценки условий труда.
ДД.ММ.ГГГГ ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России (заказчик) и ЗАО "данные изъяты" (исполнитель) заключили договор на оказание услуг Nн, по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по проведению специальной оценки условий труда в объеме N рабочих мест.
По результатам специальной оценки условий труда составлены: карта N специальной оценки условий труда работников - врачей-рентгенологов отделения лучевой диагностики; карта N специальной оценки условий труда работников - рентгенолаборантов отделения лучевой диагностики. Данные карты подписаны комиссией ДД.ММ.ГГГГ, согласно данным картам установлен итоговый класс условий труда 2.
На основании представления Государственной инспекции труда в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением по труду и занятости населения "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда рабочих мест врача-рентгенолога и рентгенолаборанта отделения лучевой диагностики, по результатам которой было дано заключение о том, что качество проведения специальной оценки условий труда рабочих мест врача-рентгенолога и рентгенолаборанта отделения лучевой диагностики соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда.
На основании указанных выше карт специальной оценки условий труда ректором ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России в адрес истцов были направлены уведомления о том, что через N месяца после вручения уведомлений будут внесены изменения в трудовые договоры по результатам специальной оценки условий труда.
Дополнительными соглашениями к трудовым договорам, заключенными между ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России и истцами (соглашения N, N и N от ДД.ММ.ГГГГ с Егоровой Л.А.; соглашения N, N и N от ДД.ММ.ГГГГ с Кажановой Л.Г.; соглашения N, N и N от ДД.ММ.ГГГГ с Безниско Т.А.; соглашения N, N и N от ДД.ММ.ГГГГ с Иванушкиной А.В.; соглашения N, N и N от ДД.ММ.ГГГГ с Демидовой Т.А.; соглашения N, N и N от ДД.ММ.ГГГГ с Крыловой И.Е.), отменены ежемесячные выплаты компенсационного характера за неблагоприятные условия труда при работе на должностях с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, ежемесячные выплаты компенсационного характера в размере эквивалентном стоимости молока жирностью не менее 2,5 % в розничной торговле (за работу с вредными условиями труда) из расчета 0,5 литра за рабочий день, а также установлены ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка 28 календарных дней. Условия труда на рабочем месте соответствуют 2 классу и признаны как допустимые.
Проверяя порядок проведения работодателем и аттестующей организацией специальной оценки условий труда рабочих мест истцов, порядок проведения экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда рабочих мест истцов, законность действий работодателя по внесению изменений в трудовые договоры, заключенные с истцами, суд, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что со стороны ответчиков при проведении специальной оценки условий труда рабочих мест истцов и государственной экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда рабочих мест истцов нарушений действующего законодательства допущено не было, а также со стороны работодателя не было допущено нарушений статьи 74 Трудового кодекса РФ.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, находит их законными и обоснованными.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Федеральным законом N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О специальной оценке условий труда", Методикой проведения специальной оценки условий труда, классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, формой отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцией по ее заполнению, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 33н от 24 января 2014 г., Перечнем рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденным постановлением Правительства РФ N 290 от 14 апреля 2014 г., особенностями проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда, утвержденными приказом Минтруда России от 24 апреля 2015 г. N 250н, Правилами допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. N 599.
Согласно статье 9 Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
Приказом ректора ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России N от ДД.ММ.ГГГГ и приказами N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении дополнений в приказ N" создана постоянно действующая комиссия по проведению специальной оценки условий труда в составе: председатель комиссии ФИО3 - "данные изъяты", члены комиссии: ФИО2 - "данные изъяты", ФИО4- "данные изъяты", ФИО5 - "данные изъяты", ФИО6 - "данные изъяты", ФИО7 - "данные изъяты", ФИО8 - "данные изъяты", ФИО9 - "данные изъяты", ФИО10 - "данные изъяты", ФИО11 - "данные изъяты", ФИО1 Е.Е. - "данные изъяты", что соответствует положениям статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ
Из протокола N заседания комиссии по проведению специальной оценки условий труда ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссия утвердила перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, в количестве N рабочих мест, и график проведения специальной оценки условий труда, в соответствии с которым дата проведения специальной оценки условий труда в отделении лучевой диагностики - ДД.ММ.ГГГГ На зав. отделением лучевой диагностики Цветкову Н.В. возложена обязанность проинформировать работников о дате и времени проведения специальной оценки условий труда, что соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьями 8 и 19 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, у которой в уставных документах указано в качестве одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда, в которой имеется не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, и в которой имеется в качестве структурного подразделения испытательная лаборатория (центр), областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 Правил допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. N 599, организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась.
АО "данные изъяты" внесено в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, под регистрационным номером N от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с поданным заявлением организация аккредитована на оказание следующих услуг в области охраны труда: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает N человек.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России и ЗАО "данные изъяты" заключили договор Nн на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в объеме N рабочих мест.
По условиям данного договора ЗАО "данные изъяты" (исполнитель) обязуется оказать услуги по проведению специальной оценки условий труда в объеме N рабочих мест, а ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России обязуется принять и оплатить эти услуги. Содержание, способы оказания услуг, перечень предоставляемой информации, результаты проведения специальной оценки указаны в Техническом задании (приложение N 1 к настоящему договору), являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
При заключении указанного выше договора ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России передало ЗАО "данные изъяты" перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест; сведения об используемых на рабочих местах оборудовании (с указанием марки, регистрационного номера, года выпуска), инструментах и приспособлениях, сырье и материалах; сведения о компенсациях, предоставляемых на рабочих местах работников, занятых во вредных и опасных условиях труда и сведения о прохождении медицинских осмотров; перечень потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, сформированный исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, с указанием перечня рабочих зон и времени пребывания работника в этих зонах; информацию о результатах ранее проводившихся измерений и оценок, для выявления источников вредных и (или) опасных производственных факторов и определения аналогичных рабочих мест; перечень рабочих мест, на которых невозможно проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов из-за возможности угрозы для жизни экспертов и иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда; перечень химических веществ и аэрозолей; перечень противоопухолевых средств, гормонов-эстрогенов и наркотических анальгетиков, подлежащих оценке при оказании услуг по специальной оценке условий труда; перечень микроорганизмов-продуцентов, препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов; перечень разрешительных документов (лицензий) на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами (ПБА) I - IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней; перечень патогенных биологических агентов (ПБА) I - IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней по рабочим местам; информацию о случаях производственного травматизма; информацию о случаях установления связи заболевания с профессией.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в суд апелляционной инстанции документами, а именно, договором на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда Nн от ДД.ММ.ГГГГ, приложениями N, N и N к договору N от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 4 условий Технического задания на оказание услуг по специальной оценки условий труда задачами, решаемыми при оказании услуг, являются:
- проведение идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
- определение рабочих мест, подлежащих декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- проведение инструментальных и (или) лабораторных исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах заказчика с целью отнесения условий труда по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда;
- определение возможности использования результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленного порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда;
- формирование отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - идентификация) проводится на рабочих местах, которые включены в перечень, утвержденный комиссией по проведению спецоценки. Осуществляет эту процедуру эксперт специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации эксперт заносит в протокол, который утверждает комиссия по проведению специальной оценки (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 426-ФЗ).
Если в процессе идентификации вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на данном рабочем месте признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в отношении такого рабочего места не проводятся (часть 4 статьи 10 Федерального закона N 426-ФЗ). В этом случае сразу после утверждения результатов идентификации подводятся итоги проведения спецоценки.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.
Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) являются допустимыми условиями труда (2 класс).
Согласно пункту 19 Методики проведения специальной оценки условий труда отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда осуществляется по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов экспертом. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда осуществляется с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов, полученных по результатам проведения их исследований (испытаний) и измерений, от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).
Как следует из материалов дела, на рабочих местах истцов были проведены измерения и исследования, в результате которых отклонений фактических значений вредных и (или) опасных факторов от установленных нормативов не установлено. Условия труда на рабочих местах истцов признаны допустимыми.
В протоколах измерения и оценки уровней шума, ионизирующих излучений, параметров микроклимата, световой среды на рабочих местах, химического фактора, показателей тяжести, напряженности трудового процесса, указаны наименование организации и подразделения организации, в которой проводится специальная оценка условий труда; рабочее место истцов; цель измерений, сведения о применяемых средствах измерений, нормативные и методические документы; условия отбора проб, результаты измерений и оценок; заключение. Указанные протоколы подписаны руководителями лабораторий и должностным лицом, проводившим измерения.
На какие-либо нарушения действующего законодательства при проведении исследований и измерений, составлении соответствующих протоколов истцы при рассмотрении дела по существу не ссылались.
Вопреки доводам апелляционной жалобы при проведении специальной оценки условий труда рабочих мест врача-рентгенолога и рентгенолаборанта отделения лучевой диагностики организацией, проводящей специальную оценку условий труда, учитывалось то обстоятельство, что истцы являются работниками, которые относятся к категории облучаемых лиц (группа А), о чем имеются соответствующие указания в протоколах измерений и оценки.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов произведена организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда.
Результаты специальной оценки оформляются в виде отчета. Составляет его организация, проводившая специальную оценку (часть 1 статьи 15 Федерального закона N 426-ФЗ). Отчет подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии (часть 2 статьи 15 Федерального закона N 426-ФЗ). С этого момента работодатель обязан применять результаты специальной оценки и, соответственно, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ. Отчет представляет собой комплект документов, которые специализированная организация (ее эксперты) оформляет в процессе осуществления специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах. Форма отчета утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N ЗЗн.
С результатами проведения специальной оценки работодатель должен ознакомить работников под подпись (пункт 4 части 2 статьи 4 Федерального закона N 426-ФЗ). Срок для ознакомления составляет 30 календарных дней, со дня утверждения отчета о проведении оценки. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 426-ФЗ).
Из материалов дела следует, что с протоколами предварительной оценки от ДД.ММ.ГГГГ заведующая отделением Цветкова Н.В., рентгенолаборант Егорова Л.А., врач-рентгенолог Кажанова Л.Г. были ознакомлены, что подтверждается их подписями на данных протоколах.
По результатам специальной оценки условий труда ЗАО "данные изъяты" составило отчет, в соответствии с которым на рабочем месте врача-рентгенолога и рентгенолаборанта установлен 2 класс условий труда, и передал его ДД.ММ.ГГГГ заказчику в электронной версии.
ДД.ММ.ГГГГ Безниско Т.А, Кажанова Л.Г., Демидова Т.А., Иванушкина А.В., Крылова И.Е., Егорова Л.А отказались ознакомиться с результатами специальной оценки условий труда и поставить подписи в картах специальной оценки условий труда.
Ссылка истцов на то, что аттестация их рабочих мест проводилась ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем специальная оценка условий труда в отношении их рабочих мест в ДД.ММ.ГГГГ в силу части 4 статьи 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не должна была проводиться, не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих факт проведения аттестации рабочих мест в ДД.ММ.ГГГГ истцами в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено. Напротив, из представленной в суд апелляционной инстанции справки ГБОУ ВПО "адрес" ГМУ Минздрава России N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на рабочих местах отделения лучевой диагностики по адресу: "адрес": - врача-рентгенолога кабинеты N (корпус N), N (корпус N), кабинет N (корпус N), - рентгенолаборанта кабинеты N (корпус N), N (корпус N), кабинет N (корпус N) аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при проведении специальной оценки условий труда были нарушены положения части 7 статьи 9 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", были предметом судебного разбирательства и обоснованно отклонены судом первой инстанции как основанные на неправильном толковании истцами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно части 7 статьи 9 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" "в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности ... , специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности".
Частью 5 статьи 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что в отношении рабочих мест, указанных в части 7 статьи 9 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах.
Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда, были утверждены приказом Минтруда России 24 апреля 2015 г. N 250н.
Таким образом, в данном случае спецоценка условий труда была проведена в соответствии с теми особенностями, которые были утверждены и действовали на момент ее проведения, что соответствовало требованиям части 5 статьи 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках Государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом РФ.
Согласно статье 216.1 Трудового кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкций, хронологического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Главным управлением по труду и занятости населения "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда рабочих мест врача-рентгенолога и рентгенолаборанта (отделения лучевой диагностики).
Заключение государственной экспертизы условий труда N от ДД.ММ.ГГГГ содержит вывод о том, что качество проведения специальной оценки условий труда рабочих мест врача-рентгенолога и ренгенолаборанта (отделения лучевой диагностики) соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда.
При этом государственная экспертиза проведена, а заключение экспертизы оформлено в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно статье 219 Трудового кодекса РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
На основании статьи 74 Трудового кодекса РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ.
Поскольку истцам по результатам специальной оценки условий труда установлены допустимые условия труда (класс 2 не относится к вредным или опасным условиям труда), то работодатель обоснованно с учетом требований статьи 74 Трудового кодекса РФ уведомил истцов о том, что через 2 месяца после вручения уведомлений будут внесены изменения в их трудовые договоры по результатам специальной оценки условий труда.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истцов, изложенную в обоснование заявленных требований, которые получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном акте. Вопреки доводам апелляционной жалобы решение суда основано на правильном применении норм материального права и установленных по делу фактических обстоятельствах.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Твери от 28 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Егоровой Л.А., Крыловой И.Е., Демидовой Т.А., Кажановой Л.Г., Безниско Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н.Пойменова
Судьи В.В.Цветков
Ю.В.Комарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.