Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Золина М.П.,
судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,
при секретаре Сергеевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
10 декабря 2015 года
по докладу судьи Гудковой М.В.
дело по апелляционной жалобе ФИО25, ФИО27, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО23 и ФИО24, ФИО30
на решение Заволжского районного суда города Твери
от 16 сентября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО25, ФИО27, (действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО23, ФИО24), ФИО30 о возложении обязанности разграничить и поставить на кадастровый учет земельный участок, предоставлении земельного участка в собственность - отказать".
Судебная коллегия
установила:
ФИО2, ФИО1,(действующие от своего имени и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4), ФИО5 обратились в суд с иском к Администрации города Твери, в котором просили обязать Администрацию города Твери разграничить и поставить на кадастровый учет земельный участок площадью "данные изъяты" га расположенный в пределах кадастрового квартала N, граничащий с участком кадастрового квартала N ( "адрес") с западной стороны, и земельным участком кадастрового квартала N с северной стороны "адрес" - лесополоса) в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию города Твери предоставить истцам бесплатно в собственность земельный участок площадью "данные изъяты" га, расположенный в пределах кадастрового квартала N, граничащий с участком кадастрового квартала N ( "адрес") с западной стороны, и земельным участком кадастрового квартала N с северной стороны "адрес" - лесополоса).
Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 17 августа 2015 года для участия в деле, в качестве соответчиков привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.
В обоснование заявленных требований истцами указано, что ФИО1, ФИО2 являются членами многодетной семьи, а также родителями троих детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и состоят на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка гражданам, имеющих трех и более детей.
ДД.ММ.ГГГГ истцам предлагались к распределению земельные участки в Калининском районе "адрес", а также в "адрес". Истцы отказались от предоставления указанных земельных участков по причине их удаленности от постоянного места жительства, отсутствия инфраструктуры, а также инженерных коммуникаций в пределах предлагаемых земельных участков. Аналогичные земельные участки предлагались истцам ДД.ММ.ГГГГ, от которых они по указанным причинам отказались.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 для реализации указанного права обратился к Главе города Твери ФИО11 с заявлением о предоставлении земельного участка расположенного в пределах кадастрового квартала N. Указанный земельный участок граничит с участком кадастровый квартал N ( "адрес") с западной стороны, и земельным участком кадастровый квартал N с северной стороны ( "адрес" - лесополоса). Указанный участок площадью "данные изъяты" га не имеет обременений.
ДД.ММ.ГГГГ истцом получен отказ администрации города Твери в предоставлении указанного земельного участка в собственность со ссылкой на то, что ответчик предоставляет многодетным семьям земельные участки в Калининском районе Тверской области и на отсутствие разграничения истребуемого земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ истцы повторно обратились к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка. Однако до настоящего времени извещение о распределении участка не поступило.
Бездействие администраций города нарушает права истцов и их законные интересы, поскольку Законом Тверской области "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области" не установлено запрета на приобретение бесплатно в собственность многодетной семьи избранного земельного участка по месту жительства. Указанный истцами земельный участок не превышает допустимые размеры установленные Законом. Условия и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности не определен администрацией города Твери, соответственно орган местного самоуправления незаконно отказывает истцам в предоставлении требуемого ими земельного участка.
Ответчик при отказе в представлении земельного участка ссылается на его неразграниченность, что в свою очередь недопустимо, так как предметом сделки, в том числе и бесплатного предоставления земельного участка, может являться только уже поставленный на кадастровый учет земельный участок, следовательно, на муниципальных органах власти, отчуждающих земельные участки гражданам, имеющим трех и более детей, лежит обязанность по постановке земельных участков на кадастровый учет. Кроме того, возложение на данную категорию граждан обязанности обеспечить за свой счет выполнение в отношении испрашиваемого ими земельного участка кадастровых работ, ставит их в неравное положение по сравнению с гражданами, получающими земельные участки, включенные в перечень земельных участков, кадастровые работы, в отношении которых выполнены за счет средств органов местного самоуправления. Обязанность обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ является дополнительным условием, связанным с материальными и иными затратами, то есть является дополнительным обременением при реализации права на бесплатное предоставление земельных участков, гарантированное положениями Земельного кодекса РФ, а также Законом Тверской области.
Таким образом, противоправные действия органа местного самоуправления, выразившиеся в отказе от предоставления земельного участка, расположенного на выбранной многодетной семьей территории, нарушает положения Земельного кодекса РФ, а также региональных нормативно-правовых актов. Противоправное бездействие органа местного самоуправления выражается в отсутствии конклюдентных действий направленных на разграничение и постановку на кадастровый учет земельного участка истребуемого истцами.
В судебное заседание суда первой инстанции истцы ФИО1, ФИО2 (действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4), ФИО5 не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещались судом надлежащим образом, уважительные причины неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили. Суд в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в их отсутствие.
Представитель истцов ФИО1 и ФИО2 - ФИО12 в судебном заседании суда первой инстанции поддержал в полном объеме заявленные исковые требования, по доводам и обстоятельствам, изложенным в обоснование заявленных требований, дополнив, что нахождение земельного участка в собственности Тверской области не может являться препятствием для его предоставления истцам, поскольку имеется установленная законом процедура его передачи администрации города Твери.
Представители ответчиков администрации города Твери ФИО13 и ФИО14, являющаяся так же представителем ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, в судебном заседании суда первой инстанции возражали против удовлетворения исковых требований, обосновав свои возражения доводами, изложенными в письменном отзыве, из содержания которого следует, что Законом Тверской области от 07 декабря 2011 года
N 75-ЗО "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области" (далее - Закон) установлены случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области.
Исходя из пункта 2 Закона предоставление земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения объектов на основании решений органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тверской области (далее - орган местного самоуправления), обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона земельные участки предоставляются гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков, в порядке очередности, исходя из даты и времени регистрации заявления о бесплатном предоставлении земельного участка.
В целях реализации Закона администрацией определены следующие территории для предоставлении многодетным семьям в "адрес" с/п "адрес" с/п "адрес", селе "адрес".
Заявитель состоит на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка гражданам, имеющих трех и более детей за номером N.
Администрацией в адрес заявителя было направлено уведомление
от ДД.ММ.ГГГГ N-и о рассмотрении возможности получения (приобретения) земельного участка в "адрес" или в "адрес", на которое от ФИО2 принято заявление об отказе от предоставления в собственность земельного участка на указанных территориях.
Приобретение любого либо иного земельного участка, из числа указанных выше территорий, осуществляется исходя из очередности, т.е. любой испрашиваемый земельный участок должен быть предложен семьям, стоящим в очереди до номера N. Иное означает нарушение порядка очередности и нарушает права указанных граждан, а также пункт 3 статьи 3 Закона.
Кроме того, заявители просят разграничить и поставить на кадастровый учет земельный участок в кадастровом квартале N под индивидуальное строительство как представителю многодетной семьи.
В соответствии с Временными правилами землепользования и застройки г. Твери (решение ТГД от 02 июля 2003 года N 71) рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне N зона природных ландшафтов, в соответствии с генеральным планом города Твери (решение ТГД от 25 декабря 2012 года N 193 (394)) испрашиваемый земельный участок предусматривается для многофункциональных общественных центров. Согласно решению ТГД от 29 мая 2013 года N 146 в части противоречия Временных правил землепользования и застройки г. Твери генеральному плану применяются положения, установленные Генеральным планом города Твери. В этой связи не представляется возможным предоставить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, находится в государственной собственности Тверской области.
Из анализа приведенных правовых норм, а также по смыслу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации в совокупности с положением пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что наличие воли управомоченного лица на отчуждение земельного участка является обязательным при решении вопроса о его предоставлении заинтересованному лицу на праве собственности, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ФИО15 при рассмотрении дела судом первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные представителями администрации города Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истцы указывают, что судом при вынесении решения не учтено, что истцами не нарушается очередность предоставления земельного участка, так как ранее ответчиком предлагались для приобретения в собственность земельные участки, от предоставления которых истцы отказывались. Поскольку семье ФИО21 поступило предложение о получении земельных участков, следовательно, семьям, предшествующим семье ФИО21 в очереди, также поступило предложение о получении земельных участков и порядок очередности не нарушен.
Вывод суда об отнесении земельного участка к зоне рекреационного назначения, противоречит фактическим обстоятельствам дела. Из отзыва ответчика следует, что земельный участок расположен в зоне N - зона природных ландшафтов. Однако из Генерального плана города Твери следует, что земельный участок предназначен для размещения многофункциональных общественных центров. При этом статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено строительство многофункциональных общественных центров в зоне N. Действующее законодательство не содержит запрета для предоставления многодетной семье в собственность земельных участков находящихся в зоне N. Кадастровый паспорт на земельный участок не содержит каких-либо обременений по его использованию, в том числе для передачи в собственность многодетной семье.
Выводы суда о невозможности передачи истребуемого земельного участка в собственность многодетной семье, в связи с наличием права собственности на земельный участок у Тверской области, противоречит статье 5 Закона Тверской области N 75-ЗО.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены, причину уважительности неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили. Направили в судебное заседание своих представителей. Суд в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие истцов ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, а также истца ФИО5
Выслушав представителей истцов ФИО16 и ФИО12, поддержавших апелляционную жалобу, по доводам, изложенным в ней, представителей ответчиков Администрации города Твери ФИО17, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери ФИО14, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ФИО18 возражавших против отмены постановленного по делу решения, проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению указанного решения суда постановленного в соответствии с действующими нормами материального и процессуального права.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Законом Тверской области от 07 декабря 2011 года N 75-ЗО "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области" (далее - Закон) установлены случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области, а также предельные (максимальные и минимальные) размеры бесплатно предоставляемых земельных участков.
Частью 1 статьи 1 названного Закона установлено, что правом на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, обладают граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей, при одновременном наличии следующих условий:
1) гражданин является родителем (усыновителем) трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ним;
2) гражданин проживает в Тверской области не менее 5 лет.
Пункт 5 названной статьи Закона предусматривает, что земельные участки в соответствии с настоящим законом предоставляются для:
1) индивидуального жилищного строительства;
2) ведения личного подсобного хозяйства.
Земельные участки в соответствии с настоящим законом предоставляются в общую долевую собственность в равных долях родителям (усыновителям) и детям, проживающим совместно с ними (пункт 6 статьи 1 Закона).
Статьей 2 названного Закона установлено, что земельные участки в соответствии с настоящим законом предоставляются из состава земель, находящихся в муниципальной собственности городских и сельских поселений, городских округов Тверской области, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Предоставление земельных участков гражданину в собственность бесплатно в соответствии с настоящим законом осуществляется на основании решений органов местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Тверской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
В случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, предоставление земельных участков в собственность бесплатно осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных районов Тверской области.
Гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно в собственность предоставляются:
1) органами местного самоуправления городских и сельских поселений:
земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городских и сельских поселений;
земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений;
2) органами местного самоуправления городских округов:
земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городских округов;
земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа.
Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городских и сельских поселений Тверской области, в которых отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки поселений, предоставляются гражданам в собственность бесплатно органами местного самоуправления муниципальных районов Тверской области, в состав которых входят такие поселения.
Земельные участки предоставляются гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков (далее - учет), в порядке очередности, исходя из даты и времени регистрации заявления о бесплатном предоставлении земельного участка.
Органами местного самоуправления муниципальных районов Тверской области очередность граждан, состоящих на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков, ведется в разрезе городских и сельских поселений Тверской области по месту жительства граждан.
Земельные участки предоставляются в границах муниципального района или городского округа Тверской области по месту жительства гражданина.
При отсутствии земельных участков на территории соответствующего муниципального образования Тверской области по заявлению гражданина земельный участок может быть предоставлен в границах другого муниципального образования Тверской области на основании соглашения, заключенного между соответствующими муниципальными образованиями Тверской области.
В целях настоящего закона земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования Тверской области, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования Тверской области.
Статья 3 Закона устанавливает порядок бесплатного приобретения земельного участка гражданами, имеющими трех и более детей.
Согласно части 1 названной статьи для приобретения земельного участка один из родителей (усыновителей) (далее также - гражданин, заявитель) подает заявление о бесплатном предоставлении земельного участка (далее - заявление) в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) Тверской области по месту жительства данного гражданина.
Форма заявления и перечень документов, прилагаемых к заявлению, определяются Правительством Тверской области. Запрос документов, прилагаемых к заявлению, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Тверской области, в который подается заявление, в соответствии с требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 2 названной статьи Закона).
Заявление подлежит регистрации с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени приема заявления. Орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) Тверской области выдает гражданину расписку в получении заявления и документов с указанием даты и времени приема заявления (пункт 3 названной статьи Закона).
Орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) Тверской области принимает решение о постановке на учет гражданина или об отказе в постановке на учет в течение десяти дней со дня регистрации заявления. О принятом решении заявитель уведомляется в трехдневный срок в письменной форме. В случае принятия органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Тверской области решения о постановке на учет в уведомлении указывается информация об очередности гражданина, поставленного на учет. В случае принятия органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Тверской области решения об отказе в постановке на учет в уведомлении указываются основания такого отказа (пункт 4 названной статьи Закона).
Частями 9 и 10 названной статьи Закона предусмотрено, что орган местного самоуправления, с учетом положений частей 3 и 4 статьи 2 настоящего закона, направляет заявителю предложение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в десятидневный срок после формирования такого участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно принимается органом местного самоуправления, с учетом положений частей 3 и 4 статьи 2 настоящего закона, в течение 30 календарных дней с момента получения письменного согласия гражданина на приобретение предложенного земельного участка.
В части 11 статьи 3 указано, что в случае, если гражданин в течение одного месяца со дня получения предложения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно не представил в орган местного самоуправления с учетом положений частей 3 и 4 статьи 2 настоящего закона письменное согласие на приобретение (либо письменный отказ от приобретения) земельного участка или представил письменное заявление об отказе от предложенного земельного участка, это считается отказом гражданина от приобретения предложенного земельного участка. При отказе гражданина от приобретения предложенного земельного участка данный земельный участок предоставляется в соответствии с настоящим законом другому гражданину, соответствующему требованиям статьи 1 настоящего закона, в порядке очередности. Очередность гражданина, отказавшегося от предоставляемого земельного участка, сохраняется. Другой земельный участок должен быть предложен гражданину не позднее чем через
18 месяцев со дня отказа.
Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В силу части 2 указанной статьи в состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.
Судом установлено, что ФИО1, А.А. являются членами многодетной семьи имеют троих детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоят на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка гражданам, имеющих трех и более детей, и в соответствии с положениями статьи 1 Закона N 75-ЗО имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях реализации указанного выше Закона администрацией города Твери определены следующие территории для предоставления многодетным семьям: в "адрес" с/п "адрес" с п "адрес", "адрес".
Истцам предлагались к распределению земельные участки в Калининском районе "адрес", а также в "адрес", однако ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцы отказались от предоставления в собственность бесплатно указанных земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 обратился к Главе города Твери ФИО11 с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в пределах кадастрового квартала N. Указанный земельный участок граничит с участком кадастровый квартал N ( "адрес",
"адрес") с западной стороны, и земельным участком кадастровый квартал
N с северной стороны ( "адрес" - лесополоса). Указанный участок площадью "данные изъяты" га не имеет обременений.
Администрацией города Твери в ответе N-и от ДД.ММ.ГГГГ заявителю разъяснено о невозможности предоставления данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку в соответствии с утвержденным решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года N 193 (394) генеральным планом города Твери земельный участок, расположенный в пределах кадастрового номера N относится к зоне многофункциональных общественных центров. Так же указано, что в целях реализации Закона администрацией города Твери определены следующие территории для предоставления многодетным семьям: в "адрес" с/п "адрес" с/п "адрес", "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 повторно обратился с на имя главы города Твери ФИО11 с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность спорного земельного участка. Принятое решение по данному заявлению в деле отсутствует.
Полагая бездействие Администрации города Твери по формированию земельного участка в обозначенном истцами месте и предоставлению его в собственность незаконным, истцы обратились в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, правильно применив нормы материального права, исходил из отсутствия у Администрации города Твери обязанности разграничить, поставить на кадастровый учет, предоставить в собственность истцам бесплатно земельный участок в обозначенном в исковом заявлении месте.
Судебная коллегия не находит оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Тверская область, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ N.
Полномочиями по распоряжению земельными участками, из которых истцами предполагается сформировать для предоставления им в собственность земельный участок, Администрация города Твери не наделена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок может быть передан из собственности Тверской области в собственность муниципального образования город Тверь, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Предусмотренная законом возможность передачи земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, из собственности субъекта Российской Федерации, не обязывает собственника земельного участка, при наличии волеизъявления гражданина получить земельный участок в обозначенном им месте, передать этот земельный участок в муниципальную собственность.
Не обладая правами земельными участками в месте, в котором истцы просят предоставить им земельный участок, Администрация города Твери не вправе совершить действия, которые истцы просят обязать совершить ответчика.
Кроме того, как установлено судом земли, на которых истцы просят о предоставлении земельного участка, не предназначены для индивидуального жилищного строительства, в то время как именно для этих целей в соответствии с законом предоставляются земельные участки в собственность гражданам, имеющим трех и более детей.
В соответствии с Временными правилами землепользования и застройки города Твери, утвержденными решением ТГД от 02 июля 2003 года N 71, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне N зона природных ландшафтов, в соответствии с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением ТГД от 25 декабря 2012 года N 193 (394), испрашиваемый земельный участок предусматривается для многофункциональных общественных центров. Согласно решению ТГД от 29 мая 2013 года N 146 в части противоречия Временных правил землепользования и застройки города Твери Генеральному плану применяются положения, установленные Генеральным планом города Твери.
Из Фрагмента карты градостроительного зонирования города Твери, Временных правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года
N 71 и фрагмента основного чертежа Генерального плана города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года N 193 (394) следует, что земельный участок, о предоставлении бесплатно в собственность которого просят истцы, не отнесен к зоне предназначенной для индивидуального жилищного строительства. В связи с чем наличие расхождений в указанных Временных правилах и Генеральном плане города Твери значения не имеет и выводы суд об отсутствии оснований для предоставления истцам истребуемого земельного участка не опровергает.
В этой связи не представляется возможным предоставить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство.
Таким образом, отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок, о предоставлении которого бесплатно в собственность просят истцы не может быть предоставлен для целей определенных частью 5 статьи 1 Закона Тверской области от 07 декабря 2011 года N 75-ЗО "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области", поскольку данный земельный участок принадлежит на праве собственности Тверской области, отнесен к зоне рекреационного назначения и в соответствии со статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации должен быть использован в соответствии с основным целевым назначением.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, что администрация города Твери, не являясь собственником не вправе осуществлять в отношении объекта недвижимости, какие-либо действия, в том числе действия по разграничению и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью "данные изъяты" га расположенного в пределах кадастрового квартала N.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Указание суда о нарушении прав других семей, стоящих ранее в очереди на предоставление земельных участков, в случае внеочередного предоставления истцам требуемого ими земельного участка, является верными. Из содержания указанных норм права следует обязанность предоставлять земельные участки бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности, исходя из даты и времени регистрации заявления о бесплатном предоставлении земельного участка. Следовательно, при наличии возможности формирования земельного участка в обозначенном истцами месте, данный земельный участок должен быть предложен гражданам, имеющим трех и более детей, которые ранее истцов, обратились с заявлением о реализации права на получение в собственность земельного участка. Номер очереди истцов - N.
Кроме того, учитывая, что земельный участок в обозначенном истцами месте не может быть сформирован Администрацией города Твери, и предоставлен истцам в собственность бесплатно, доводы жалобы, в которых выражается несогласие с выводами суда о необходимости соблюдения очередности при предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, правового значения не имеют, и не могут повлечь отмену решения суда.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции не содержат, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
С учетом приведенных обстоятельств, решение суда в целом следует признать законным и обоснованным, поскольку судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и при правильном применении норм материального права.
Основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований, влекущих отмену постановленного по делу решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Твери от 16 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий: М.П. Золин
Судьи: М.В. Гудкова
А.С. Беляк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.