Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Комаровой Ю.В. и Цветкова В.В.
при секретаре судебного заседания Доброхваловой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Цветкова В.В.
дело по апелляционной жалобе Территориального отдела социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области на решение Лихославльского районного суда Тверской области от 5 октября 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Лихославльского района удовлетворить частично.
Признать за ФИО7 право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, признав отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки незаконным.
Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения Лихославльского района включить ФИО7 в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года N 275-па "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области".
В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе в удовлетворении требований к администрации городского поселения "адрес", отказать".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Лихославльского района Тверской области обратился в защиту интересов ФИО7 в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области (далее - ТОСЗН Лихославльского района), Министерству социальной защиты населения Тверской области (далее - Минсоцзащиты Тверской области) о признании за ФИО7 права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах"), возложении обязанности включить ФИО7 в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 г. N 275-па "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счёт средств федерального бюджета в Тверской области".
Требования мотивированы тем, что ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения, родилась на территории концлагеря в "адрес" Республики Беларусь, куда её мать была вывезена фашистскими захватчиками в мае 1942 г. Вместе с матерью она содержалась в концлагере по июль 1944 г.
ТОСЗН Лихославльского района выдало ФИО7 удостоверение, подтверждающее её право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 состоит на учёте в администрации городского поселения посёлок Калашниково Лихославльского района Тверской области (далее - администрация пос. Калашниково) как нуждающаяся в жилом помещении, поскольку дом, в котором она проживает с внуком, в установленном порядке признан непригодным для проживания.
На обращение администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении ФИО7 жильём в соответствии с ФЗ "О ветеранах" ТОСЗН Лихославльского района ответил отказом, несмотря на то, что ФИО7, как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, приравнена по объёму предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны и в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" имеет право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, которое ранее не реализовала.
Определением суда от 21 июля 2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Тверской области (далее - Минфин Тверской области).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация "адрес", в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО8
Истец ФИО7, извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия.
Помощник прокурора Лихославльского района ФИО9 и представитель истца ФИО10 в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика ТОСЗН Лихославльского района ФИО11 в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что ФИО7 не имеет права на получение данной меры социальной поддержки, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не приравнены в полном объёме к участникам Великой Отечественной войны, средства на обеспечение жильём данной категории граждан за счёт федерального бюджета законом не предусмотрены.
Ответчик Минсоцзащиты Тверской области, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв, согласно которому Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 уточнён порядок обеспечения жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нём, при этом такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, порядком не предусмотрена, в связи с чем действие упомянутого Указа Президента РФ на данных лиц не распространяется.
В соответствии с пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ несовершеннолетние узники фашизма приравниваются по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, однако законодательство не даёт правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счёт средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется. ФИО7 является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и обеспечению жильём в рамках упомянутого Указа Президента РФ. В связи с постановкой ФИО7 на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ей администрацией "адрес" в порядке очерёдности должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Ответчик администрация "адрес", третье лицо Минфин Тверской области, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали.
Из представленного третьим лицом Минфином Тверской области отзыва на иск следует, что надлежащим ответчиком по делу является Минсоцзащиты Тверской области.
Третье лицо ФИО8, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ответчика ТОСЗН Лихославльского района, поданной представителем ФИО12, ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора. Жалоба мотивирована тем, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой отечественной войны, не отнесены к той категории лиц, которая обладает равными с участниками Великой Отечественной войны правами на меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвовавшим в деле, поданы возражения, в которых он просит оставить жалобу без удовлетворения, полагая её доводы несостоятельными, а решение суда - без изменения.
Ответчик ТОСЗН Лихославльского района, истец ФИО7 и её представитель ФИО10, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, представили ходатайства о разбирательстве дела без их участия и в отсутствие своих представителей, поэтому в силу части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению дела.
Ответчики Минсоцзащиты Тверской области, администрация "адрес", третье лицо Минфин Тверской области, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, поэтому в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав представителя истца ФИО13, третье лицо ФИО8, прокурора ФИО14, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 1 стати 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда соответствует указанным требованиям.
Установлено, что ФИО7 является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, что подтверждено соответствующим удостоверением, выданным ответчиком ТОСЗН Лихославльского района истцу в сентябре 1998 г.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО7 принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
На обращение ФИО7 с заявлением об обеспечении жильём в порядке, определённом ФЗ "О ветеранах", ответчик ТОСЗН Лихославльского района ответил отказом со ссылкой на то, что для бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей не предусмотрено предоставление средств на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета.
Разрешая требования о признании за ФИО7 права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета и о возложении на ТОСЗН Лихославльского района обязанности включить ФИО7 в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, на основании постановления Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 г. N 275-па "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счёт средств федерального бюджета в Тверской области", суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что пункт 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьёй 15 ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 этого Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что объём субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется, в том числе, по обеспечению жильём исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награждённых орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награждённых знаком "Жителю блокадного Ленинграда", членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах").
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильём может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 32.2 ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 23.2 ФЗ "О ветеранах", 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Тверской области, постановлением Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 г. N 275-па утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счёт средств федерального бюджета в Тверской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, проживающие на территории Тверской области и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Разделом II Порядка определён порядок учёта граждан, имеющих право на получение субсидии или единовременной денежной выплаты, в соответствии с которым территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области на основании сведений, полученных от органов местного самоуправления, осуществляют сверку и корректировку списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; информацию о корректировке списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направляют в Министерство социальной защиты населения Тверской области ежемесячно, не позднее второго числа месяца, следующего за месяцем получения соответствующих сведений от органов местного самоуправления; в пределах доведенных бюджетных ассигнований формируют список граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты в текущем году, в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления; начальник территориального отдела социальной защиты населения Тверской области утверждает список претендентов и в течение десяти дней с даты доведения бюджетных ассигнований уведомляет граждан о включении их в список претендентов на получение субсидии или единовременной денежной выплаты.
Таким образом, действующее правовое регулирование содержит нормы, предусматривающие включение указанных категорий граждан в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и, напротив, не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей такой меры социальной поддержки как обеспечение жильём.
Исходя из изложенного, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат включению в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очерёдности.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции в части удовлетворения требований прокурора о признании за ФИО7 права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета и о возложении на ТОСЗ Лихославльского района обязанности включить бывшего несовершеннолетнего узника фашизма ФИО7 в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 г. N 275-па "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счёт средств федерального бюджета в Тверской области" является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не даёт правовых оснований для обеспечения их жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку истцом таких требований не заявлялось. Как указывалось выше истец, как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение установленных ФЗ "О ветеранах" мер социальной поддержки по обеспечению жильём, и данное право должно быть реализовано в порядке очерёдности.
Дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований, выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что состоявшееся по делу решение является законным и обоснованным и оснований для его отмены по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
С учётом указанного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией как основания для изменения решения, поскольку разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, а выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения заявленных требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лихославльского районного суда Тверской области от 5 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отдела социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н.Пойменова
Судьи областного суда Ю.В.Комарова
В.В.Цветков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.