Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО7,
судей - ФИО8 и ФИО6
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по Республике Ингушетия на решение Карабулакского районного суда от 16 июня 2015 г., которым частично удовлетворено заявление ФИО1 о признании незаконными действий МВД по Республике Ингушетия по ведению учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел с 15 января 1998 г. по 2 ноября 2011 г. В 2001 г. включён в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения жилья. Поскольку документы, явившиеся основанием для постановки его на учет утеряны, он обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением об устранении допущенных нарушений. 11 марта 2015 г. начальником тыла МВД по Республике Ингушетия уведомлен о том, что он не состоит в едином списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на данные обстоятельства, обратился в суд с исковым заявлением к МВД по Республике Ингушетия, в котором просит восстановить его в едином сводном списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13 февраля 2001 г., признать его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в составе семьи из 7 человек.
Решением Карабулакского районного суда от 16 июня 2015 г. заявление ФИО1 удовлетворено частично. Указанным решением на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность восстановить ФИО1 в едином сводном списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки на учёт 13 февраля 2001 г.
В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Ингушетия, считая решение незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывается на недоказанность обстоятельств, на которые ссылается заявитель как на основания своих требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя МВД по Республике Ингушетия ФИО5, просившего апелляционную жалобу удовлетворить, истца ФИО1, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел с 15 января 1998 г. по 2 ноября 2011 г., т.е. более 10 лет.
После увольнения со службы ФИО1 обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением для получения сведений о жилищном учете.
Согласно уведомлению начальника тыла МВД по Республике Ингушетия от 11 марта 2015 г. ФИО1 в едином сводном списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ" "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
На основании ст. 6 Федерального закона сотрудникам, гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Сотрудникам, гражданам РФ, указанным в ч. 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата.
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 года) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Согласно п.12 Правил "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 (действовавших в момент возникновения правоотношений), для принятия на учет гражданином подается заявление с приложением необходимых документов.
В соответствии с п. 2, 3 приказа МВД РФ от 24 мая 2003 г. N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем, осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 N 153, а также ссылаясь на справку МВД по Республике Ингушетия от 29 марта 2011 г., согласно которой ФИО1 состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий с 13 февраля 2001 г., пришел к выводу об обоснованности требований заявителя поскольку он наделен правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы.
Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель в 2001 г. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, материалы дела не содержат.
По мнению судебной коллегии справка секретаря ЖБК МВД по Республике Ингушетия от 29 марта 2011 г., согласно которой ФИО1 состоит на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 13 февраля 2001 г. не свидетельствует о том, что он обращался в установленном порядке за постановкой на учет, был поставлен на учет, поскольку учетные данные жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия на основании которых выдана справка суду не представлены.
На основании ч. 1 ст. 56, ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Процедура постановки на учет сотрудников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, носит заявительный характер. В силу ст. 35, 56 ГПК РФ, гражданский процесс носит состязательный характер, при этом каждая сторона имеет не только право, но и должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителем не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что он состоял в списке нуждающихся в предоставлении жилья по месту службы, судебная коллегия полагает решение суда, которым удовлетворены требования ФИО1, подлежит отмене, жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Карабулакского районного суда от 16 июня 2015 г., которым частично удовлетворено заявление ФИО1 о признании незаконными действий МВД по Республике Ингушетия по ведению учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.