Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО6,
судей ФИО15 и ФИО16
при секретаре ФИО11
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по "адрес" (далее по тексту - Управление ФМС России по "адрес") по доверенности ФИО12 на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО4 в своих и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 ФИО13-Булата ФИО7, ФИО1, ФИО2 на неправомерные действия Управления ФМС России по "адрес".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО6, объяснения административного истца ФИО4, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО4, одновременно представлявшая интересы указанных выше несовершеннолетних детей, обратилась в Магасский районный суд РИ с административным исковым заявлением на неправомерные действия Управления ФМС России по "адрес", отказавшего им в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики. Находя действия органа миграционной службы затрагивающими права и законные интересы ее и упомянутых детей, административный истец просила признать эти действия незаконными и обязать административного ответчика продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца.
В заседании суда ФИО4 поддержала заявленные требования.
Представитель Управления ФМС России по "адрес" ФИО12 просила в удовлетворении административного иска отказать.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО4 удовлетворено, действия Управление ФМС России по "адрес" признаны неправомерными и на административного ответчика возложена обязанность продлить административному истцу и ее несовершеннолетним детям ФИО5 ФИО13-Булату ФИО7, ФИО1, ФИО2 срок действия статуса вынужденного переселенца, восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вписать перечисленных несовершеннолетних детей в удостоверение вынужденного переселенца административного истца.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФИО12 данное решение суда полагает вынесенным с нарушением материального и процессуального права. Автор жалобы указывает на пропуск административным истцом срока обращения в территориальный орган миграционной службы с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и, в этой связи, просит обжалуемое судебное решение отменить и принять новое решение суда, которым отказать в удовлетворении административного исковое заявления.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" настоящее административное дело рассмотрено в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС Российской Федерации).
В заседание судебной коллегии явилась ФИО4
Извещенное о времени и месте слушания дела Управление ФМС России по "адрес" в заседание апелляционного суда представителя не направило, суду о причинах неявки представителя не сообщило, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовало.
На основании статьи 150 КАС Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данной стороны.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 310 КАС Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего спора судом данные положения не были в полной мере учтены и применены.
Согласно разъяснениям, закрепленным в пункте 4 статьи 5 Закона "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 названного Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год.
В силу пункта 49 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N (далее по тексту - Административный регламент), для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявителем не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган по месту учета подается заявление о продлении срока его действия.
В соответствии с абзацем 3 пункта 22 Административного регламента срок действия статуса вынужденного переселенца может быть продлен в случае, если лицо срок обращения в орган миграционной службы с заявлением о продлении названного срока, пропустило по уважительной причине.
Судом установлено, что житель Чеченской Республики ФИО4 в результате военных действий вынужденно оставила место постоянного жительства и выехала в Республику Ингушетия. Территориальным органом миграционной службы, по месту пребывания, она наделялась статусом вынужденного переселенца, срок действия которого, согласно отметкам в удостоверении вынужденного переселенца серии АД N от ДД.ММ.ГГГГ, в последний раз ей продлен до ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о продлении статуса в миграционную службу ФИО4 обратилась по истечению установленного законом срока. ДД.ММ.ГГГГ ответной стороной в удовлетворении данного заявления отказано. Действия административного ответчика административный истец оспорила в суд.
Удовлетворяя административное исковое заявление ФИО4, и обязывая Управление ФМС России по "адрес" продлить ей статус вынужденного переселенца, суд исходил из того, что административным истцом срок обращения в орган миграционной службы за продлением статуса вынужденного переселенца пропущен по уважительным причинам.
Указанная позиция суда согласуется с приведенными выше нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и исследованными в судебном заседании письменными доказательствами - справкой ГБУ "Ингушский республиканский противотуберкулезный диспансер" исх. 01-051\970 от ДД.ММ.ГГГГ и заключением врачебно-консультативной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный истец находилась в лечебном учреждении в качестве ухаживающей за больной ФИО5 Р.А. (л.д. 17,18).
Не противоречит данная позиция суда и разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленным в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-н, согласно которым статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия статуса должен быть продлен.
Приходя к такому выводу, суд апелляционной инстанции учитывает и то обстоятельство, что ФИО4, которой административным ответчиком срок действия статуса вынужденного переселенца регулярно продлевался в порядке, предусмотренном Административным регламентом, в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республики утратила принадлежавшее ей жилье, пребывает на территории Республики Ингушетия, однако постоянного места жительства не имеет, жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах вывод суда о неправомерности отказа Управлением ФМС России по "адрес" в продлении ФИО4 срока действия статуса вынужденного переселенца является правильным.
Вместе с тем, вывод суда в части обязания Управление ФМС России по "адрес" продлить срок действия статуса вынужденного переселенца в отношении перечисленных выше несовершеннолетних детей административного истца, восстановлении этих детей в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, состоящих на учете на улучшение жилищных условий, и внесения их в удостоверение вынужденного переселенца их матери судебная коллегия находит ошибочным.
По смыслу разъяснений, закрепленных в пункте 50 Административного регламента, заявление о продлении срока действия статуса подается каждым членом семьи вынужденного переселенца, достигшим возраста 18 лет. Несовершеннолетние члены семьи вынужденного переселенца, имеющие статус вынужденного переселенца, включаются в заявление одного из родителей.
В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства обращения ФИО4 в Управление ФМС России по "адрес" с заявлением о включении в ее удостоверение вынужденного переселенца несовершеннолетних ФИО5 Т-Б.Д., ФИО5 Х.Д., ФИО5 М.Д., включения этих детей в обозначенное удостоверение последней, равно как и их включение в удостоверение, выданное их отцу - вынужденному переселенцу ФИО3.
Изложенное свидетельствует о том, что оспаривая в судебном порядке действия административного ответчика в отношении перечисленных выше несовершеннолетних детей, административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, являющийся обязательным условием обращения в суд по правилам главы 22 КАС Российской Федерации.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
При таких обстоятельствах решение суда в части обязания Управление ФМС России по "адрес" продлить срок действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО5 Т-Б.Д., ФИО5 Х.Д., ФИО5 М.Д., восстановлении этих детей в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, состоящих на учете на улучшение жилищных условий, и внесения их в удостоверение вынужденного переселенца матери - ФИО4 является незаконным и подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора в указанной части требований административного истца установлены на основании имеющихся доказательств, но им судом дана неправильная оценка, судебная коллегия считает возможным принять новое решение по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 пунктом 4 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО4 в своих и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 ФИО13-Булата ФИО7, ФИО1, ФИО2 на неправомерные действия Управления ФМС России по "адрес" изменить.
Решение суда в части обязания Управление ФМС России по "адрес" продлить срок действия статуса вынужденного переселенца в отношении несовершеннолетних ФИО5 Т-Б.Д., ФИО5 Х.Д., ФИО5 М.Д., их восстановления в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, состоящих на учете на улучшение жилищных условий, и внесения в удостоверение вынужденного переселенца матери - ФИО4 отменить и в этой части принять новое судебное решение, которым заявление административного истца в указанной части ее требований оставить без рассмотрения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя административного ответчика удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
верно:
Судья ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.