Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Лазаревой М.А.,
при секретаре Лещевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе командующего войсками Центрального военного округа на решение Сызранского городского суда Самарской области от 26 октября 2015 года, которым удовлетворены требования Кузьмина Ю.Н. к командующему войсками Центрального военного округа об оспаривании неправомерных действий должностных лиц Центрального военного округа, восстановлении нарушенного права и возмещении судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Кузьмина Ю.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кузьмин Ю.Н. обратился в суд с административным иском к командующему войсками Центрального военного округа об оспаривании действий должностных лиц Центрального военного округа, восстановления нарушенного права и о возмещении судебных расходов.
В обоснование своего административного иска Кузьмин Ю.Н. указал, что является майором запаса, получает военную пенсию.
Приказом начальника Сызранского ВВАУЛ по личному составу от 12 декабря 1988 года N 030 (далее по тексту - приказ от 12 декабря 1988 года N 030) он был назначен с воинской должности "Старший летчик-инструктор" (оклад 160 рублей) на низшую должность и с меньшим окладом (150 рублей) "Командир вертолета". В пояснении к данному приказу в нарушении действовавшего на тот момент законодательства не было указано основание назначения "по возрасту", что лишило его права на исчисление пенсии после увольнения из должностного оклада по предыдущей летной должности. На момент перемещения он имел выслугу, равную 30 лет, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Согласно изданного 2 декабря 2000 года N 173/2/1139 Главным управлением кадров МО РФ Указания должностными лицами, которым предоставлено на то право, вносятся в ранее изданные приказы изменения на основании представлений военных комиссариатов согласно заявлений офицеров запаса.
На основании заявления Кузьмина Ю.Н. начальник отдела военного комиссариата Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам направил в адрес Военного комиссара Самарской области представление для внесения изменения в приказ от 12 декабря 1988 года N 030 в части касающейся основания назначения Кузьмина Ю.Н. на должность с меньшим окладом, который в свою очередь направил представление с ходатайством в адрес уполномоченного должностного лица МО РФ через управление кадров Центрального военного округа.
Письмом от 21 июля 2015 года N 42/2/1392 (в) материал был возвращен Военному комиссару Самарской области без реализации для оформления в соответствии с действующим законодательством (приказом МО РФ от 30 сентября 2002 года N 350).
Ссылаясь на то, что должностные лица Центрального военного округа, рассмотрев в нарушение Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" по существу его заявление и представление Военного комиссара Самарской области с ходатайством, не направив в адрес министра обороны Российской Федерации, превысили свои полномочия, Кузьмин Ю.Н. просил признать неправомерными действия должностных лиц Центрального военного округа по возврату Военному комиссару Самарской области материала по внесению изменений в приказ от 12 декабря 1988 года N 030 без реализации для оформления в соответствии с действующим законодательством (приказом МО РФ от 30 сентября 2002 года N 350), восстановить его нарушенное право путем возложения на командующего войсками Центрального военного округа обязанности по направлению материала в адрес МО РФ для рассмотрения по существу. Также просил взыскать судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей, в том числе: "данные изъяты" рублей - расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд с заявлением, "данные изъяты" рублей - расходы на оплату услуг представителя и "данные изъяты" рублей - расходы на оформление доверенности представителю.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 26 октября 2015 года с учетом определения того же суда от 12 ноября 2015 года административное исковое заявление Кузьмина Ю.Н. удовлетворено. Действия должностных лиц Центрального военного округа по возвращению заявления Кузьмина Ю.Н. и представления Военного комиссариата Самарской области по Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам о внесении изменений в приказ от 12 декабря 1988 года N 030 признаны неправомерными. На командующего войсками Центрального военного округа возложена обязанность по направлению представления с ходатайством в адрес МО РФ для внесения изменений в "боковик" п.9 приказа от 12 декабря 1988 года N 030 в части касающейся назначения Кузьмина Ю.Н. на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии в соответствии с п.60 Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года N 986. С ФГКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в пользу Кузьмина Ю.Н. взысканы судебные расходы по оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей и по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей (л.д. 49-56, 62-63).
В апелляционной жалобе представитель командующего войсками Центрального военного округа просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и о вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований Кузьмина Ю.Н. (л.д. 66-70).
Доводы жалобы сводятся к тому, что возврат Военному комиссару Самарской области материала к внесению изменений в приказ от 12 декабря 1988 года N 030 в отношении административного истца вызван необходимостью его оформления в соответствии с требованиями приказа МО РФ от 30 сентября 2002 года N 350. При этом должностные лица Управления кадров Центрального военного округа действовали в соответствии с положениями Инструкции "О порядке подготовки, согласования, представления на подпись и издания правовых актов в Объединенном стратегическом командовании Центрального военного округа", утвержденной приказом командующего войсками Центрального военного округа от 31 июля 2015 года N 394.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такая совокупность необходимых условий по данному делу отсутствует, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Кузьмина Ю.Н. не имеется.
Суд, рассматривая требования Кузьмина Ю.Н. о признании неправомерными действия должностных лиц Центрального военного округа по возврату Военному комиссару Самарской области материала по внесению изменений в приказ от 12 декабря 1988 года N 030 без реализации для оформления в соответствии с действующим законодательством (приказом МО РФ от 30 сентября 2002 года N 350), пришел к выводу об обоснованности требований Кузьмина Ю.Н. и посчитал необходимым восстановить его нарушенное право путем возложения на командующего войсками Центрального военного округа обязанности по направлению указанного материала в адрес МО РФ для внесения заявленных изменений в приказ от 12 декабря 1988 года N 030.
Доводы командующего войсками Центрального военного округа о том, что возврат материала без реализации для оформления в соответствии с действующим законодательством не нарушает права, свободы и законные интересы Кузьмина Ю.Н., судом первой инстанции признан несостоятельным.
Между тем, указанные выводы суда об обоснованности требований Кузьмина Ю.Н. не соответствует обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем, не могут быть признаны судебной коллегией правильными.
Как усматривается из материалов дела майор запаса Кузьмин Ю.Н. до 20 июля 1989 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР и РФ и является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1).
Приказом от 12 декабря 1988 года N 030 Кузьмин Ю.Н. был назначен с воинской должности "Старший летчик-инструктор" (оклад 160 рублей) на низшую должность с меньшим окладом (150 рублей) "Командир вертолета".
В соответствии с Указанием, изданным 2 декабря 2000 года N 173/2/1139 Главным управлением кадров МО РФ должностные лица, которым предоставлено на то право, вносят в ранее изданные приказы изменения на основании представлений военных комиссариатов согласно заявлений офицеров запаса, которые уже не имеют статуса "военнослужащий".
Полагая, что отсутствие в пояснении к приказу от 12 декабря 1988 года N 030 основания назначения "по возрасту" лишило его права на исчисление пенсии из большего должностного оклада по предыдущей должности, Кузьмин Ю.Н. обратился в отдел Военного комиссариата Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам с заявлением о внесении изменений в приказ от 12 декабря 1988 года N 030 путем указания основания назначения на нижестоящую должность "по возрасту".
Начальник отдела Военного комиссариата Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам направил в адрес Военного комиссара Самарской области представление, в котором ходатайствовал о внесении в приказ от 12 декабря 1988 года N 030 заявленных Кузьминым Ю.Т. изменений (л.д. 7).
Военный комиссар Самарской области документы для принятия решения о внесении изменения в приказ от 12 декабря 1988 года N 030 в части касающейся перемещения майора в отставке Кузьмина Ю.Н. направил в адрес МО РФ через Управление кадров Центрального военного округа (л.д. 8).
Сопроводительным письмом от 21 июля 2015 года N 42/2/1392 (в) за подписью начальника управления кадрами Центрального военного округа без реализации материал возвращен Военному комиссару Самарской области для оформления в соответствии с действующим законодательством (приказом МО РФ от 30 сентября 2002 года N 350) (л.д. 10).
Удовлетворяя заявленные Кузьминым Ю.Н. требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что отсутствие в приказе от 12 декабря 1988 года N 030 основания перемещения "по возрасту" нарушает конституционное право Кузьмина Ю.Н. на получение пенсии за выслугу лет, исходя из большего оклада по предыдущей летной должности.
Вместе с тем, судом первой инстанции дана неверная оценка оспариваемым Кузьминым Ю.Н. действиям должностного лица Центрального военного округа.
Суд не принял во внимание, что основанием для возврата материала в отношении Кузьмина Ю.Н. указана необходимость оформления материала в соответствии с требованиями приказа МО РФ от 30 сентября 2002 года N 350. При этом начальник управления кадрами Центрального военного округа руководствовался Инструкцией "О порядке подготовки, согласовывания, представления на подпись и издания правовых актов в объединенном стратегическом командовании центрального военного округа", утвержденного приказом командующего войсками Центрального военного округа от 31 июля 2015 года N 394.
При таких обстоятельствах суду необходимо было оценить оформление материала на предмет соответствия требованиям приказа МО РФ от 30 сентября 2002 года N 350.
Суд же, придя к выводу о наличии оснований для внесения заявленных Кузьминым Ю.Н. изменений в приказ от 12 декабря 1988 года N 030, фактически разрешилвопрос по существу.
Вместе с тем, как уже указывалось выше, внесение изменений в ранее изданные приказы входит в полномочия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, которым предоставлено на то право, законность решения по данному вопросу может быть проверена судом по заявлениям заинтересованных лиц.
Как пояснил суду апелляционной инстанции Кузьмин Ю.Н. приведение материала по его заявлению в соответствии с требованиями приказа МО РФ от 30 сентября 2002 года N 350 отложено до рассмотрения данного административного дела, в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Военного комиссара Самарской области он не обращался.
Исходя из фактических обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных Кузьминым Ю.Н. требований, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Кузьмина Ю.Н. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 26 октября 2015 года отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Кузьмина Ю.Н. об оспаривании действий должностных лиц Центрального военного округа, восстановления нарушенного права и о возмещении судебных расходов отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.