Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Биремовой А.А.
судей Сатыбалова С.К., Гебековой Л.А.
при секретаре Меджидове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам и.о. главы администрации МР " "адрес"" Джелилова М.Х. и Муртазаева Д.С. на решение Дербентского районного суда РД от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Муртазаева Д. С ... отказать в полном объёме.
Встречный иск ГУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РД о признании отсутствии права собственности Муртазаева Д. С. на земельный участок, предоставленный ему постановлением администрации "адрес" от "дата" N "О разрешении предоставления земельных участков Первомайской сельской администрации площадью 12 га. для предоставления гражданам под строительство индивидуальных жилых домов из земель поселении" Первомайской сельской администрации, удовлетворить"
Заслушав доклад судьи ФИО18, ФИО17 судебная коллегия
установила:
Муртазаев Д.С. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества по РД и СНТ "Дагестанские Огни" о признании недействительным договора аренды.
В обоснование своих требований Муртазаев Д.С. указал, что постановлением, администрации "адрес" от "дата" N "О разрешении предоставления земельных участков Первомайской сельской администрации площадью 12 га для предоставления гражданам под строительство индивидуальных жилых домов из земель поселений" Первомайской сельской администрации было разрешено предоставлять земельные участки под строительство жилых домов из свободных земель.
На основании указанного постановления администрации "адрес" Первомайской сельской администрацией "дата" принято постановление за N о предоставлении гражданам, в том числе и ему, земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов.
Ему, как и другим землепользователям, на месте был отведен земельный участок в натуре представителями администрации "адрес" и Первомайской сельской администрации. После этого он поставил земельный участок на кадастровый учёт и его земельному участку присвоен кадастровый номер кадастровым паспортом от "дата" N.
По договору, заключенному между ним и администрацией "адрес" от "дата", земельный участок ему предоставлен в собственность.
"дата" на предоставленный ему земельный участок он зарегистрировал своё право собственности, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N.
Своим участком пользуется с самого начала. К предоставленному ему земельному участку он вместе с другими собственниками, провел свет, гравийно-песчаную дорогу, завезли грунт для посадки деревьев, а также строительные материалы.
На основании договора аренды N от "дата" земельный участок площадью 139 998 кв.м. из земель особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности под кадастровым номером "." были переданы Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РД СНТ "Дагестанские Огни" сроком на 49 лет.
Земельный участок, на который он имеет право собственности, располагается на земельном участке, переданном в аренду СНТ "Дагестанские Огни".
В ходе судебного разбирательства по делу в суд со встречным иском обратилось Территориальное управление Росимущества в РД к Муртазаеву Д.С. о признании права собственности отсутствующим.
Доводы встречного иска ТУ Росимущества в РД обоснованы тем, что пользователем земельного участка под кадастровым номером N является СНТ "Дагестанские Огни" на основании государственного акта права на федеральный земельный участок площадью 139 998 кв. м. из земель особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от "дата" N указанный земельный участок является собственностью РФ.
На основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от "дата", Положения о ТУ Росимущества в РД, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от "дата" N, распоряжения СМ ДАССР N-р от "дата", с государственным актом от "дата"г. NЛ-1 N между ТУ Росимущества в РД и СНТ "Дагестанские огни" заключен договор аренды от "дата"г. N на земельный участок площадью 139998 кв. метров с кадастровым номером N, расположенный по адресу: РД, "адрес", побережье Каспийского моря.
В ходе проведенной проверки на основании письма СНТ "Дагестанские огни" от "дата" за N ТУ Росимущества в РД было обнаружено незаконно зарегистрированное право собственности Муртазаева Д. С. от 30.04.2010г. серия N, на земельный участок площадью 750 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный в "адрес", принадлежащем на праве собственности Российской Федерации.
Считает, что постановлением администрации "адрес" от 2005г. N "О разрешении предоставления земельных участков Первомайской сельской администрации площадью 12 га для предоставления гражданам под строительство индивидуальных жилых домов из земель поселений" и постановлением Первомайской сельской администрации от 24.11.2005г. незаконно выделены земельные участки гражданам под строительство индивидуальных жилых домов, на основании чего была осуществлена регистрация права собственности Муртазаева Д.С.
Поскольку земельные участки, расположенные в приграничной зоне предназначены для обеспечения безопасности Российской Федерации, то они не могут быть переданы третьим лицам, включая местные органы исполнительной власти.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах и.о. главы администрации МР " "адрес"" Джелилов М.Х. и Муртазаев Д.С. просят решение Дербентского районного суда РД от "дата" отменить, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований Муртазаева Д.С., а во встречных исковых требованиях Территориальному Управлению Росимущества РД отказать.
В обоснование жалобы и.о. главы администрации МР " "адрес"" Джелилов М.Х. указывает, что на момент издания постановлений администрацией "адрес" РД и СП "Первомайский", не было произведено разграничение государственной собственности.
В 2005 году право собственности за Российской Федерацией на земельный участок N не было зарегистрировано.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером N было зарегистрировано за Российской Федерацией "дата"
В связи с чем, полагают, что администрация "адрес" РД на законных основаниях представила Муртазаеву Д.С. земельный участок в собственность.
Довод ТУ Росимущества по РД, что указанный земельный участок находится в пограничной зоне, в силу чего относится к землям безопасности, не может быть признан обоснованным.
ТУ Росимущества по РД не предоставлены доказательства, свидетельствующие об отнесении земельного участка к землям обороны и безопасности.
Нахождение земельного участка в пограничной зоне не является основанием для его отнесения к землям обороны и безопасности.
Ссылка суда, на ранее принятые решения арбитражного суда, является необоснованной, поскольку по смыслу частей 2, 3 статьи 61 ГПК РФ и позиции, выработанной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от "дата" "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле.
В своей апелляционной жалобе Муртазаев Д.С. указывает, что на момент издания администрацией "адрес" постановления от "дата" N, основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировался п. 10 ст. 3 Федерального закона от "дата" N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Закон -137 - ФЗ) где предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю, государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
Постановлением Правительства РФ N от 07.08.2002г. были утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
Пунктом 1 указанных Правил предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с п.16 статьи 12.1 Закона Республики Дагестан от "дата" N "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан", а также учитывая вышеуказанные нормативные акты, регулирующие на тот период порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю, администрация "адрес" была наделена правами собственника в отношении земельных участков, находящихся на его территории, т.е. землями и строениями, расположенными в "адрес" - 51, сельсовета Первомайский.
Ссылка суда об отнесении спорного участка к федеральной собственности (в связи с отнесением его к пограничной зоне) ошибочен, так как Закон о границе и приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от "дата" N 82 "О пределах пограничной зоны на территории Республики Дагестан", на которые сослался суд, не регулируют вопросы, связанные с разграничением права собственности на землю.
В своих возражениях на апелляционную жалобу руководитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РД Азиев М.Д. просит решение Дербентского районного суда РД оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что постановлением главы администрации "адрес" от "дата" N Первомайской сельской администрации из земель поселения выделен земельный участок площадью 12 га для предоставления гражданам под строительство индивидуальных жилых домов.
На основании указанного постановления администрации "адрес" постановлением Первомайской сельской администрации за N от "дата", истцу Муртазаеву Д.С. предоставлен земельный участок площадью 750 кв. метров
Свидетельством о государственной регистрации права N от "дата" на предоставленный земельный участок истцом Муртазаевым Д.С. оформлено право собственности.
Вместе с тем, судом установлено, что земельный участок, предоставленный Муртазаеву Д.С., находится в собственности Российской Федерации.
Согласно п.п.5 и 13 Положения о курортах, утвержденного Постановлением Совета М. С. от "дата"г. N, отнесение курортов к курортам республиканского значения производится Советом М. С. Республики по совместному представлению ВЦСПС и министерства здравоохранения С. республики. Установление границ округов санитарной охраны курортов республиканского значения и определение их режима производится Советом М. С. республики по совместному представлению министерства здравоохранения С. республики и республиканского совета профсоюзов ( Р. - ВЦСПС), согласованному с исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов, на территории которого расположен курорт.
Побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское. Манасское, Каякентское. Самурское взморья) отнесено к курортам республиканского ( Р.) значения постановлением Совета М. Р. от "дата" N "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" (то есть Р.).
До установления Правительством РФ иных границ округов санитарной охраны курорта эти границы определяются на основании постановления Совета М. - Правительства Российской Федерации от "дата" N.
В силу п.6 ст.2 Федерального закона от "дата" N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п.2 раздела 1 приложения N к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от "дата" N земельный участок площадью 139998 кв. м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: РД, "адрес", побережье Каспийского моря, является собственностью Российской Федерации.
Контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности отнесен к функциям ТУ Росимущества в РД согласно положению о Территориальном Управлении Росимущества в РД, утвержденного приказом ФАУГИ от 29.09.2009г. N.
В соответствии с п.8 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В соответствии со ст.66 Водного кодекса РФ водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, признаны особо охраняемыми водными объектами.
Судом также установлено, что спорный земельный участок является приграничной территорией, статус которой определен в ст.93 ЗК РФ (земли обороны и безопасности).
Согласно приказу ФСБ России от 02.03,2006г. N пограничная зона на территории Республики Дагестан, прилегающей к государственной границе Российской Федерации с Азербайджанской Республикой и Республикой Грузией, морскому побережью Российской Федерации, установлена в пределах полосы местного рубежа.
Поскольку земельные участки, расположенные в приграничной зоне предназначены для обеспечения безопасности Российской Федерации, то они не могут быть переданы третьим лицам, включая местные органы исполнительной власти.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от "дата" N "О государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N) государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Закона N.30-1 пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы. Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются. решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов па территориях субъектов РФ.
На территории РД пределы пограничной зоны установлены приказом ФСБ РФ от "дата" N, из которого следует, что пограничная зона установлена в пределах полосы местного рубежа, проходящего в муниципальном образовании " "адрес"", исключая участок автодороги Новокаякент - Дагестанские Огни, населенные пункты Хазар. Деличобап. Мамедкала, Моллакент, Авадан и Нюгди.
Судом установлено, что земельный участок Муртазаева Д. расположен на расстоянии не более 250 метров от уреза воды Каспийского моря.
Данное обстоятельство Муртазаевым Д.С. в суде не оспаривалось.
При изложенных выше обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе Муртазаеву Д.С. в удовлетворении заявленных им исковых требований и об удовлетворении заявленных ТУ Росимущества по РД исковых требований, поскольку администрации МО " "адрес"" и сельского поселения Первомайская не вправе были распоряжаться земельными участками, имеющими статус курортной и пограничной зоны и относящейся к федеральной собственности.
Доводы апелляционных жалоб являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана оценка судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, выводы суда первой инстанции они не опровергают и не содержать новых обстоятельств, которые не являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Учитывая изложенное, предусмотренных законом оснований, для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 6 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.