Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Августиной И.Д.
судей Алиевой Э.З. и Магадовой А.В.
при секретаре Казакбиевой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Алиева Р.Д. на решение Каякентского районного суда республики Дагестан от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Алиева Р. Д. к администрации МО "адрес" "адрес" РД о восстановлении на работе в должности заместителя главы администрации МО " "адрес"", взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения истца Алиева Р.Д. и его представителя Алиева Д.А., просивших отменить решение суда и удовлетворить иск, возражения представителя администрации МО " "адрес"" "адрес" РД Ибрагимова М.М., просившего оставить решение суда без изменения, заключение прокурора Алиевой Ф.Д. об оставлении решения без изменении, судебная коллегия
установила:
Алиев Р.Д. обратился в суд с иском к администрации МО " "адрес"" "адрес" РД о восстановлении на работе в должности "." " "адрес"", взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование он сослался на то, что факт сокращения численности или штата работников должен быть установлен на основании приказа руководителя организации, такого приказа нет и реальное сокращение штатов работников не имело место.
Вопрос о его преимущественном праве на оставление на работе вообще не обсуждался. Законных оснований для его увольнения не было, имело место его преследование за то, что указывал главе администрации села на его злоупотребления по службе и недостатки в работе. На этой почве между ними сложились неприязненные отношения. Ему также не предложили другую работу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Алиев Р.Д. просит решение суда просит отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу глава МО " "адрес"" и старший помощник прокурора "адрес" Нуралиев А.М. просят решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от "дата" N 25-ФЗ расторжение трудового договора с муниципальным служащим производится в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, в том числе в случае увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
В силу п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
Из материалов дела усматривается, что постановлением главы администрации МО " "адрес"" N от "дата" Алиев Р.Д. был принят на должность "." " "адрес"".
В соответствии с распоряжением главы МО " "адрес"" N от "дата" он уволен с работы с "дата" по п.2 ч. ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников организации.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от "дата" N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" прекращение трудового договора на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место. Обязанность доказать данное обстоятельство возлагается на ответчика.
Согласно постановления Правительства Республики Дагестан N от "дата" утверждены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) м городских (сельских) поселений Республики Дагестан на 2015год, в соответствии со статьёй 136 Бюджетного кодекса РФ Правительство Республики Дагестан администрациям муниципальных районов (городских округов) Республики Дагестан указано обеспечить соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) и городских (сельских) поселений в целях оптимизации расходов на содержание персонала проводятся сокращения штатов в связи с кризисом и экономической нестабильностью в стране и в Республике Дагестан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан N от "дата" установлено, что расчётная численность работников органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан по соответствующим группам устанавливаются исходя из следующих соотношений: расчёты численности штатных единиц городские и сельские поселения с численностью населения от 6 до 10 тысячи человек составляет 6 штатных единиц с последующим увеличением на 1 шт. единицу на каждые 2,5 тысяч жителей.
Из справки администрации МО " "адрес"" N от "дата" следует, что в данном населённом пункте проживает N человек.
Следовательно, расчётная численность штатных единиц работников органов местного самоуправления МО " "адрес"" "адрес" Республики Дагестан должна быть N штатных единиц с последующим увеличением на N шт. единицу на каждые N тысяч жителей.
В связи с этим на собрании депутатов МО " "адрес"", (протокол N от "дата") обсуждался вопрос "О внесении изменений в структуру и реестр администрации МО " "адрес"" на 2015год" для группы сельских поселений с численностью населения до 10 тысячи человек. На нем было принято решение: сократить должности муниципальной службы администрации МО " "адрес"" согласно приложению N к данному решению; упразднить должности муниципальной службы администрации МО " "адрес"" и внести новые должности муниципальной службы администрации МО " "адрес"" в порядке, установленном Приложениями N к данному решению; утвердить изменения внесённые в структуру и Реестр должностей муниципальной службы администрации МО " "адрес"" на 2015год (Приложение N к данному решению).
Из приложения N к решению Собрания депутатов следует, что сокращению подлежат должности "." МО " "адрес"" и "."
Постановлением администрации МО " "адрес"" N от "дата" "О мерах по исполнению решения собрания депутатов МО " "адрес"" N от "дата" "О внесении изменений в структуру аппарата администрации МО " "адрес"" на 2015 год сокращена должность заместителя главы администрации, землеустроителя и сформирована новая структура штатов из шести единиц, в том числе глава администрации; заместитель главы (секретаря); трёх специалистов 2 категории; бухгалтера, технички и сторожа. Кроме того, упразднена должность зам главы по финансовым вопросам бухгалтер и вместе него введена должность бухгалтера.
Согласно этому были внесены изменения в штатное расписание МО " "адрес"" и реестр должностей муниципальной службы администрации МО " "адрес"".
В соответствии со штатным расписанием МО " "адрес"" на "дата" численность работников администрации составляет 8 штатных единиц с месячным фондом оплаты труда N
До сокращения штатов было всего N штатных единиц, с месячным фондом оплаты труда N. Таим образом, месячный фонд оплаты труда в результате проведённого сокращения штатов уменьшился на N, в чём и заключается оптимизация (экономия) расходов фонда оплаты труда на аппарат управления администрации МО " "адрес"".
Суд, исследовав представленные ответчиком в соответствии со ст.56 ГПК РФ эти и другие доказательства пришел к правильному выводу о том, что сокращение штатов в МО " "адрес"" в действительности имело место.
В силу требований ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух и более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком.
Из материалов дела следует, что при увольнении истца работодателем рассматривался вопрос о преимущественном праве на оставление на работе заместителей главы администрации МО " "адрес"" Алиева Р.Д. и Джалиловой Б.А., которой было отдано предпочтение.
При этом работодатель исходил из того, что она добросовестно исполняла свои обязанности, является матерью - ".", имеет на иждивении ребенка- "." - Джалилову К.А. "дата" года рождения, не имеет других членов семьи (л.д.63,64).
В соответствии с п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от "дата" N "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" следует, что частью четвёртой статьи 261 ТК РФ не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя: с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет; а также являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1,5-8,10 или 11части первой статьи 81 или пунктом 2 ст. 336 ТК РФ).
Указанная гарантия распространяется, в том числе и на лиц, проходящих государственную гражданскую и муниципальную службу.
Следовательно, "." " "адрес"" Джалилова Б.А., как "." мать, воспитывающая ребенка- "." в возрасте до восемнадцати лет не подлежала увольнению по сокращению штатов
Таким образом, Алиев Р.Д. не имел преимуществ перед заместителем главы администрации Джалиловой Б.А.
Согласно частям 1 и 2 ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч.3 ст. 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем не менее чем за два месяца до увольнения.
Установлено, что свободных вакансий в администрации МО " "адрес"" не было, в связи с сокращением штатов в целях оптимизации расходов на содержание персонала истцу не могли быть предложены другие должности в связи с их отсутствием.
Истец "дата" был уведомлен о предстоящем увольнении и ему сообщено, что в соответствии с новым штатным расписанием его должность будет сокращена и трудовой договор с ним будет расторгнут с "дата", а также указано на отсутствие других вакантных должностей, которых работодатель может ему предложить.
Алиев Р.Д. подтвердил, что настоящее уведомление он получил по почте за два месяца до увольнения.
Согласно ст. 62, 140 ТК РФ при прекращении трудового договора работодатель обязан выдать работнику в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку, произвести с ним расчет. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Судом установлено, что Алиеву Р.Д. под роспись выдана трудовая книжка и выплачено выходное пособие в размере двухмесячного заработка в сумме N.
"дата" администрация МО " "адрес"" также уведомила ЦЗН в MP " "адрес"" о предстоящем увольнении с работы по сокращению штатов заместителя главы администрации и землеустроителя.
Указанное выше свидетельствует о том, что ответчиком был соблюден и установленный законом порядок увольнения по сокращению штатов.
Довод жалобы о том, что имело место преследование Алиева Р.Д. со стороны главы администрация МО " "адрес"", не может быть принят во внимание.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от "дата" N, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности организации и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации, при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом РФ порядка увольнения и гарантий, направленных против возможного произвольного увольнения.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что увольнение Алиева Р.Д. произведено в соответствии с законом и оснований для удовлетворения его требований не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Алиева Р.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.