Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Храмцовой В.А., Чубукова С.К.,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Александровой Т. А., Александрова С. А. на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 02 ноября 2015 года по делу
по иску Александровой Т. А., Александрова С. А. к администрации Красногорского района Алтайского края о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан - получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ на территории Алтайского края, возложении обязанности по включению в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
в связи со сложившейся в ряде районов Алтайского края неблагоприятной ситуацией ввиду выпадения в Республики Алтай и юго-восточных районах Алтайского края обильного количества осадков, что привело к повышению уровня воды в реках, с ДД.ММ.ГГ на основании постановления администрации Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** на территории муниципального образования введен режим чрезвычайной ситуации.
В период дождевого паводка в ДД.ММ.ГГ года в зону подтопления попал жилой "адрес" в "адрес" Алтайского края, включая квартиру N ***.
Названная квартира по договору на передачу и продажу квартир в собственность от ДД.ММ.ГГ продана Александровой Т.А. (включая трех членов ее семьи).
В результате проведенного межведомственной комиссией обследования поврежденного индивидуального жилого дома в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года на территории Алтайского края, расположенного по адресу: "адрес" в "адрес" Алтайского края, обнаружены повреждения конструктивных элементов квартиры (дома): трещины по фундаменту и стенам, пол деформирован и просел, в связи с чем комиссия пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта.
Администрацией Красногорского района Алтайского края квартира N *** в "адрес" "адрес" включена в Список улиц и домов населенных пунктов "адрес" попавших в зону подтопления в период дождевого паводка в ДД.ММ.ГГ года на территории Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ Александрова Т.А. обратилась в администрацию Красногорского района Алтайского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения.
ДД.ММ.ГГ администрацией Красногорского района Алтайского края Александровой Т.А. отказано во включении в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, ввиду того, что из представленных документов право собственности Александровой Т.А. на пострадавшую квартиру не усматривается, что не отвечает требованиям Постановления Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края".
Не согласившись с решением органа местного самоуправления, ссылаясь на указанные обстоятельства, Александрова Т.А. и Александров С.А. обратились в суд с иском к администрации Красногорского района Алтайского края о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан - получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, и обязании включить их в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения и об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В обоснование требований указали, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации в ДД.ММ.ГГ года они являлись собственниками жилого помещения, что также подтверждается решением Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
В судебном заседании суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГ истцы дополнительно просили признать за ними право на получение социальной выплаты исходя из ? доли в праве собственности на поврежденное жилое помещение.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 02.11.2015 исковые требования удовлетворены частично. Судом постановлено:
признать незаконным решение администрации Красногорского района Алтайского края по отказу во включении Александровой Т. А. в список граждан - получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ года на территории Алтайского края.
Обязать Администрацию Красногорского района Алтайского края включить Александрову Т. А., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженку "адрес" Алтайского края и Александрова С. А., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца "адрес" Республики Казахстан, проживающих по "адрес" Алтайского края в список граждан - получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ года на территории Алтайского края.
Определить право Александровой Т. А. и Александрова С. А. на социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес" Алтайского края пропорционально принадлежащих им на день объявления режима чрезвычайной ситуации по ? доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение за каждым.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить в части, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить, признав за Александровыми право на социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения. В качестве оснований для отмены судебного постановления указали на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что на момент чрезвычайной ситуации и рассмотрения заявления о предоставлении социальной выплаты собственниками пострадавшей квартиры помимо них являлись и члены семьи (дети) - А.С.С. и Ш.И.С., поскольку право собственности на квартиру за истцами (по ? доли) было признано на основании решения Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, при этом, сами дети в квартире не проживают длительное время и имеют собственное жилье.
Лица, участвующие в дела, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Частью 1 ст.18 названного Федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 N1365 утверждены Правила предоставления в 2014 году из Федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации; распределение в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2014 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края (далее - субъекты Российской Федерации) на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
В целях определения правил выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, Постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
Согласно п.4 названного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, установив вышеназванные по делу обстоятельства, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, включая ст.7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст.ст.2,6 Федерального закона от 21.07.1197 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", придя к выводу о том, что на момент объявления режима чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года собственниками пострадавшего жилого помещения являлись, в том числе истцы, проживающие в нем и состоявшие по указанному адресу на регистрационном учете, и не имеющие иных жилых помещений, пригодных для проживания, пришел к выводу о признании незаконным решения ответчика об отказе во включении Александровой Т.А.в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, и обязании администрацию включить Александровых в соответствующий список граждан.
Доводов о несогласии с решением суда в названной части апелляционная жалоба не содержит.
Оценивая решение суда в части определения за истцами права на социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения пропорционально принадлежащим им на день объявления режима чрезвычайной ситуации по ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение за каждым, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п.5,6 названного Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края размер социальной выплаты определяется как произведение площади поврежденного жилищного фонда в полных квадратных метрах и стоимости капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда.
Стоимость капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда составляет 4,9 тыс. рублей.
В случае наличия более одного собственника поврежденного жилого помещения социальные выплаты перечисляются каждому из них пропорционально доле в праве собственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в качестве членов семьи Александровой Т.А. на момент заключения договора на передачу и продажу дома, расположенного в "адрес" Алтайского края, в собственность от ДД.ММ.ГГ указаны три человека.
Договор приватизации зарегистрирован в администрации "адрес" "адрес" Алтайского края ДД.ММ.ГГ.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"" (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) предусмотрено, что поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст.53 Жилищного кодекса РСФСР имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.
Согласно справки администрации "данные изъяты" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** на момент заключения названного договора в квартире N *** по "адрес" в "адрес" были зарегистрированы и проживали истцы, а также их дети - А.С.С., А.Ш.И.С.
Таким образом, на момент передачи пострадавшей квартиры в собственность в приватизации имели право участвовать как Александрова Т.А., так и все члены ее семьи - Александров С.А., А.С.С. и А.Ш.И.С., в связи с чем право собственности на жилое помещение возникло у всех названных лиц (по ? доли).
Перераспределение долей в праве собственности на жилое помещение произведено на основании вступившего в законную силу решения Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ (с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГ), которым за истцами признано право собственности на пострадавшую квартиру по ? доли за каждым в порядке приватизации.
При этом на день объявления режима чрезвычайной ситуации в ДД.ММ.ГГ года ( ДД.ММ.ГГ) и на дату подачи заявления Александровой Т.А. о предоставлении социальной выплаты ( ДД.ММ.ГГ) (п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края) собственниками пострадавшего жилого помещения, помимо истцов, являлись их дети - А.С.С. и Ш.И.С.
Учитывая названные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно определилправо истцов на социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения пропорционально принадлежащей им на день объявления режима чрезвычайной ситуации по ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы жалобы в этой части находит несостоятельными по изложенным выше основаниям.
Доводы жалобы о том, что А.С.С. и Ш.И.С. длительное время не проживают в пострадавшей квартире и имеют в собственности иные жилые помещения, не свидетельствуют об отсутствии у них права собственности на квартиру до вступления в силу указанного решения суда о признании права собственности (по ? доли) за Александровой Т.А. и Александровым С.А., в том числе на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о получении социальной выплаты.
Поскольку доводы жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены либо изменения судебного постановления не имеется.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержат.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского районного суда Алтайского края от 02 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Александровой Т. А., Александрова С. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.