Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации "адрес" Алтайского края на решение Смоленского районного суда Алтайского края от 12 октября 2015 года по делу
по иску "адрес" Алтайского края, действующего в интересах Российской Федерации в лице Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края к администрации "адрес" Алтайского края, Критинину С. В. о признании недействительными постановлений администрации района, признании недействительной схемы расположения границ земельного участка, признании договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки, исключении из ЕГРП записей о регистрации договора аренды земельного участка, снятии с кадастрового учета земельного участка.
Заслушав доклад судьи А. Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ Критинин С.В ... обратиться в "адрес" с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу "адрес" в аренду.
Согласно постановления администрации "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ "Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории" утверждена схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес" Алтайского края "адрес", площадь земельного участка "данные изъяты"., категория земли "земли населенных пунктов".
Постановлением "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Критинину С.В. на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты"., находящийся по адресу: "адрес". Договор аренды от ДД.ММ.ГГ заключен сроком на три года.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что право аренды на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" зарегистрировано за Критининым С.В. ДД.ММ.ГГ.(л.д.163)
Прокурор обратился в суд с иском, просил признать незаконным постановление Администрации Смоленского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м., расположенного: "адрес", в аренду Критинину С.В. Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ *** заключенный между "адрес" и Критининым С.В.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки прекратить право аренды Критинина С.В. на спорный земельный участок. Обязать Критинина С.В. передать Главному управлению Природных ресурсов и экологии Алтайского края Отделу обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству земельный участок, расположенный по адресу "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты".
Снять с кадастрового учета данный земельный участок.
Признать недействительной схему расположения границ земельного участка, расположенного по адресу "адрес" на плане территории.
Признать недействительным Постановление *** от ДД.ММ.ГГ "Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории".
Исключить из единого реестра запись о регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ *** с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу "адрес".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения земельного и лесного законодательства. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" выбыл из владения Российской Федерации по причине незаконного утверждения схемы границ участка на плане территории и постановки земельного участка на кадастровый учет, поскольку данный земельный участок фактически расположен в пределах границ лесного квартала "данные изъяты", лесного участка с кадастровым номером "данные изъяты", который относится к землям "данные изъяты" лесничество, что подтверждается публичной кадастровой картой.
Ссылаясь на положения ст.7, 8, 27 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГ N201 -ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", ст.ст. 8, 82, 83 Лесного кодекса РФ, указывают, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
Решением Смоленского районного суда Алтайского края от 12 октября 2015 года исковые требования удовлетворены частично и постановлено:
Признать недействительным постановление администрации "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ "Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории".
Признать недействительным постановление администрации "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м., расположенного по адресу "адрес", в аренду Критинину С. В..
Признать недействительным договор аренды земельного участка *** заключенный ДД.ММ.ГГ между "адрес" Алтайского края и Критининым С. В..
Прекратить право аренды Критинина С. В. на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м., расположенный по адресу "адрес".
Обязать Критинина С. В. передать Главному управлению Природных ресурсов и экологии Алтайского края Отделу обеспечения полномочий в области лесных отношений по "данные изъяты" лесничеству земельный участок, с кадастровым номером "данные изъяты" расположенный по адресу "адрес".
Снять земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с кадастрового учета.
В остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе ответчик администрация "адрес" Алтайского края просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что стороной истца не представлено объективных и достоверных доказательств того, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда, которые относятся к федеральной собственности, в связи с чем вывод суда об отсутствии у ответчика полномочий по распоряжению данным земельным участком ошибочен и основан на неверной оценке, представленных по делу доказательств, в то время как в материалах дела имеется достаточно доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к землям населенных пунктов, в частности это кадастровый паспорт земельного участка. Кроме того, на основании ч. 5 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации границы лесничеств устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем границы лесного фонда, выделенного "данные изъяты" лесничеству, могут быть подтверждены только документами, оформленными уполномоченным органом, каковым Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края как орган исполнительной власти субъекта не является, соответственно, у последнего в данном случае отсутствовали полномочия по представлению в своем лице интересов Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура "адрес" Алтайского края, Главное управление природных ресурсов и экологии АК просит отставить жалобу без удовлетворения, а принятое судом решение - без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Мищенко Е.Ю. полагала принятое судом решение законным и обоснованным; иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок является лесным участком и находится в федеральной собственности, оборот которого ограничен законом, следовательно, заключая договор аренды данного земельного участка, администрация Смоленского района Алтайского края в нарушение требований действующего законодательства распорядилась имуществом, которое ей не принадлежит. В связи с этим суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона, оснований для признания их неправильными не имеется.
В силу ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании ч. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (пп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Часть 2 ст. 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в силу ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при этом право собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда прямо закреплено ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федеральное закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права, и при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок может быть отнесен к государственному лесному фонду по материалам лесоустройства.
В судебном заседании было установлено, что до настоящего времени на территории Верх-Обского сельсовета не утверждены правила землепользования и застройки, градостроительный регламент также отсутствует.
Вместе с тем, по информации Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" относится к землям лесного фонда. Согласно лесохозяйственного регламента "данные изъяты" лесничества фактически участок находится на территории "данные изъяты" участкового лесничества, а именно участок расположен в квартале ***, также это подтверждается и выкопировкой из публичной кадастровой карты, картой-схемой "данные изъяты" лесничества, планшетом квартала *** и ***, таксационными описаниями кварталов *** и ***.(л.д.20-31).
Согласно акта проверки (л.д.19), при осмотре участка установлено, что земельный участок покрыт лесом, является лесоустроенным. Каких либо объектов недвижимости на данном земельном участке не имеется, строительства не ведется, также не ведется и подготовительных работ к строительству в том числе земляных.
Доказательств того, что спорный земельный участок не находится в пределах лесного фонда, а расположен в пределах границ населенного пункта, ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что отнесение спорного земельного участка к землям населенных пунктов подтверждается кадастровым паспортом данного земельного участка, несостоятельны.
По данным кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ, данный участок имел площадь "данные изъяты" кв. м, в графе 15, сведений о правообладателе земельного участка в кадастровом паспорте не имеется.
По сообщению администрации "адрес" (л.д. 105) акт выноса границ натуры земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не изготавливался, поскольку для предоставления земельного участка в аренду данный акт не требовался.
Допрошенный в качестве свидетеля начальник отдела по архитектуре и строительству "данные изъяты" пояснил, что он действительно подписал схему расположения границ земельного участка на плане территории в отношении земельного участка по адресу "адрес". Данная схема изготавливалась не им. Сведения по земельному участку были предоставлены кадастровым инженером, который занимался межеванием данного земельного участка. Перед утверждением схемы, он на местность не выезжал, просто посмотрел местонахождение земельного участка в публичной кадастровой карте и поверил "на слово" кадастровому инженеру, что этот участок находится в границах поселения.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные стороной истца доказательства отнесения спорного земельного участка к лесному фонду при отсутствии доказательств его расположения в границах населенного пункта, суд первой инстанции пришел к верном выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании ч. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Судебная коллегия полагает, что постановка спорного земельного участка на кадастровый учет как земельного участка из категории земель населенных пунктов не соответствовала требованиям закона, право аренды ответчика на данный земельный участок возникло в отсутствие правовых оснований также с нарушением требований законодательства, запрещающего формирование и какое-либо отчуждение земельных участков, принадлежащих к землям государственного лесного фонда, в связи с чем последующие действия по передаче данного земельного участка, регистрации на него права аренды в силу ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации являются незаконными.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что стороной истца не представлено объективных и достоверных доказательств нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда, которые относятся к федеральной собственности, противоречат обстоятельствам, установленным судом, по результатам оценки представленных по делу доказательств и основаны на ошибочном толковании материального закона, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Довод жалобы администрации "адрес" Алтайского края об отсутствии у Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края полномочий по представлению в своем лице интересов Российской Федерации безоснователен, поскольку именно данный орган наделен полномочиями в области лесных отношений в части обеспечения государственного управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов; осуществления ведения государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Алтайского края (п.п. 2.2.1, 2.2.8 Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края).
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционных жалоб выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации "адрес" Алтайского края на решение Смоленского районного суда Алтайского края от 12 октября 2015 года по делу оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.