Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.,
с участием прокурора Беспаловой М.И.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года по делу
по иску прокурора Краснощековского района Алтайского края в интересах несовершеннолетнего "данные изъяты" к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации инвалида.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснощёковского района Алтайского края обратился в суд в интересах несовершеннолетнего "данные изъяты" с иском к ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации инвалида.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что "данные изъяты" является ребенком-инвалидом, в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление тутора на правый и левый голеностопные суставы - 2 штуки в год, кресла-коляски с ручным приводом для больных "данные изъяты" прогулочной 30 см * 50 см на 15 кг не менее 4 лет. ДД.ММ.ГГ законный представитель "данные изъяты" обратилась в филиал *** отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации. Согласно ответу филиала *** отделения Фонда социального страхования Российской Федерации "данные изъяты" не представлены указанные технические средства реабилитации в связи с недостаточностью средств федерального бюджета.
На основании изложенного прокурор просил обязать ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить истцу необходимые технические средства реабилитации: туторы на правый и левый голеностопные суставы - 2 штуки в год, кресло-коляску с ручным приводом для больных "данные изъяты" прогулочную 30 см * 50 см на 15 кг не менее 4 лет за счет средств федерального бюджета.
В связи с выдачей ребенку-инвалиду направления на получение либо изготовление кресла-коляски прокурор и законный представитель истца отказались от иска в части обязания ответчика предоставить указанное техническое средство реабилитации.
Определением Краснощековского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года исковые требования удовлетворены. На ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выдать "данные изъяты" направление на получение либо изготовление за счет средств федерального бюджета технического средства реабилитации ребенка-инвалида "данные изъяты", ДД.ММ.ГГ года рождения, - тутора на правый и левый голеностопные суставы - 2 штуки.
Взыскана с ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в доход местного бюджета госпошлина в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что затраты государства, связанные с предоставлением инвалидам технических средств реабилитации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Для осуществления целей обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Фонду ежегодно из федерального бюджета выделяются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый календарный год. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом на основании государственных контрактов с предприятиями, отобранными на конкурсной основе и исключительно в пределах выделенных из федерального бюджета средств. До 01 октября 2015 года поступило только 56% от объема финансирования, закупки производились также пропорционально потребности в конкретном виде технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. Обоснованность позиции ответчика об ограниченности его действий при реализации публичных полномочий пределами финансирования из федерального бюджета подтверждена Верховным судом Российской Федерации по делам о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. Учитывая, что на момент обращения истца количество граждан, которым не были предоставлены туторы на голеностопный сустав составляло 77 человек, а обеспечение по заявкам в соответствии с заключенным госконтрактом составило 65 штук, не представлялось возможным выдать истцу соответствующее направление, поскольку при этом иные граждане технические средства реабилитации не получили бы. Установление срока исполнения решения суда противоречит ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Краснощековского района Алтайского края просит оставить ее без удовлетворения, а принятое судом решение - без изменения. Кроме того, указывает на то, что решение суда в настоящее время ответчиком исполнено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Межевалова Е.В. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, прокурор Беспалова М.И. полагала принятое судом решение законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегий в отсутствие не явившихся лиц с учетом их надлежащего извещения.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) регламентируют отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу положений ст. 9 названного Федерального закона под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Согласно ст. 10 Федерального закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Положениями ст.11.1 данного закона установлено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования.
Разрешая спор по существу, руководствуясь приведенными правовыми нормами, исходя из того, что обстоятельства непредоставления "данные изъяты" указанных в решении технических средств реабилитации установлены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований и возложил на ответчика обязанность по предоставлению тутора.
Как следует из материалов дела, "данные изъяты" ДД.ММ.ГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГ. Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида *** от ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" к выдаче полагаются туторы на правый и левый голеностопный сустав: 2 штуки в год. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации - с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации является ФСС.
ДД.ММ.ГГ законный представитель несовершеннолетнего "данные изъяты" обратилась в филиал *** Государственного учреждения - Алтайского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении ее ребенка туторами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида *** от ДД.ММ.ГГ.
Имеющееся в материалах дела уведомление ответчика (л.д. 10) свидетельствует о том, что ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" поставлен на учет для изготовления указанных технических средств реабилитации, однако на момент рассмотрения дела в суде обеспечен ими не был.
Следовательно, у суда имелись основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на то, что необеспечение "данные изъяты" техническими средствами реабилитации связано с длительностью процедуры отбора поставщиков технических средств реабилитации и несвоевременным поступлением в распоряжение регионального отделения бюджетных ассигнований, на правильность постановленного решения не влияют, так как финансирование расходов, предусмотренных Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, осуществляется за счет бюджетных ассигнований Фондом социального страхования РФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг (ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ, п.16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***).
Принимая во внимание, что "данные изъяты" состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации и ответчиком не оспаривается его право на получение таких технических средств, то ему не может быть отказано в предоставлении технического средства реабилитации в связи с недостаточностью поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации.
Не влекут отмену решения доводы жалобы со ссылкой на то, что действующее законодательство допускает возможность приобретения инвалидом или его представителем соответствующего технического средства реабилитации самостоятельно с последующим обращением за компенсацией понесенных расходов, поскольку приобретение такого технического средства реабилитации является правом, а не обязанностью инвалида.
Не принимаются во внимание судебной коллегией доводы жалобы со ссылкой на приведенные в ней определения Верховного Суда Российской Федерации, о том, что обеспечение истца туторами нарушает права других инвалидов, их получающих и вставших на очередь ранее "данные изъяты" поскольку правоотношения, которые являлись предметом рассмотрения Верховного суда Российской Федерации, отличны от правоотношений сторон по настоящему делу. В отличии от предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, предоставление "данные изъяты" туторов обусловлено необходимостью их ежедневного применения.
Кроме того, подлежит отклонению довод жалобы о необоснованном установлении срока исполнения решения суда.
В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Правила, установленные вышеуказанной статьей, регулируют особенности вынесения решения по делам, которые не могут быть исполнены в общем порядке силами принудительного исполнения, а их исполнение зависит от совершения определенных действий ответчиком по делу и его воли. Поскольку спорные правоотношения связанны с выдачей ГУ - Алтайского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации истцу направления на получение технических средств в предприятии, отобранном на конкурсной основе, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности установления судом срока исполнения решения суда.
Кроме того, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения.
При этом законодателем установлен 15-дневный срок выдачи инвалиду направления на приобретение средства реабилитации с даты поступления заявления (п.5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных постановлением Правительств Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240), который не поставлен в зависимость от своевременности финансирования и длительности процедур по заключению государственных контрактов.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в связи с фактическим исполнением решения вышеуказанные доводы апелляционной жалобы в настоящее время утратили актуальность, отмена решения не может повлечь защиту прав и законных интересов ответчика.
Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года - без изменения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.