Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.,
с участием прокурора Беспаловой М.И.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 16 октября 2015 года по делу
по иску прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах "данные изъяты" к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу *** Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" Алтайского края обратился в суд в интересах "данные изъяты" с иском к ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу *** ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что "данные изъяты" является инвалидом "данные изъяты", в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление подгузников для взрослых размера "М", впитываемостью не менее "данные изъяты": 3 штуки в сутки. ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" обратился в филиал *** отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, а именно: подгузниками для взрослых размера "М", впитываемостью не менее 800 мл: 3 штуки в сутки. На основании заявления от ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем "данные изъяты" выдано уведомление. Согласно ответу филиала *** отделения Фонда социального страхования Российской Федерации "данные изъяты" в 2015 году обеспечен подгузниками для взрослых размера "М", впитываемостью не менее 800 мл: 3 штуки в сутки в количестве 270 штук сроком на 160 ближайших дней, что подтверждается актами сдачи-приемки товара получателем, таким образом, "данные изъяты" обеспечен подгузниками только на период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. После ДД.ММ.ГГ ответчик "данные изъяты" подгузники не предоставлял, тем самым нарушил его право на полную реабилитацию. В настоящее время у филиала *** отделения Фонда социального страхования Российской Федерации перед "данные изъяты" образовалась задолженность по обеспечению подгузниками за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, что составляет 243 дня, в количестве 729 штук.
На основании изложенного прокурор с учетом уточненных исковых требований просил признать бездействие ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в непредставлении "данные изъяты" технических средств реабилитации - подгузников для взрослых размера "М" (объем талии не менее 7?110 см) впитываемостью не менее 800 мл., 3 штуки в сутки за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ незаконным; обязать ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить "данные изъяты" техническим средством реабилитации - подгузниками для взрослых размера "М" (объем талии не менее 70-110 см), впитываемостью не менее 800 мл. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в количестве 729 штук в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Локтевского районного суда Алтайского края от 16 октября 2015 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала *** ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по несвоевременному представлению "данные изъяты" технических средств реабилитации - подгузников для взрослых размера "М" (объем талии не менее 70-110 см), впитываемостью не менее 800 мл., 3 штуки в сутки за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
На ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить "данные изъяты" техническим средством реабилитации - подгузниками для взрослых размера "М" (объем талии не менее 70-110 см), впитываемостью не менее 800 мл., за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в количестве 456 штук.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что затраты государства, связанные с предоставлением инвалидам технических средств реабилитации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Для осуществления целей обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Фонду ежегодно из федерального бюджета выделяются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый календарный год. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом на основании государственных контрактов с предприятиями, отобранными на конкурсной основе и исключительно в пределах выделенных из федерального бюджета средств. До ДД.ММ.ГГ в региональное отделение поступило только 56% от объема финансирования, закупки производились также пропорционально потребности в конкретном виде технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. Обоснованность позиции ответчика об ограниченности его действий при реализации публичных полномочий пределами финансирования из федерального бюджета подтверждена Верховным судом Российской Федерации по делам о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. Суду представлены акты вручения подгузников, которые подтверждают, что в спорный период ответчик предпринимал активные действия по обеспечению "данные изъяты" необходимыми техническими средствами реабилитации. При этом судом необоснованно не принят во внимание акт сдачи-приемки подгузников от ДД.ММ.ГГ. Истец был обеспечен подгузниками с июля 2015 года до ДД.ММ.ГГ, поскольку подгузники могут использоваться только с момента их приобретения. Обязывая региональное отделение предоставить подгузники за прошлое время, суд не учел, что исполнение данного решения, тем более с учетом установленного срока его исполнения, приведет к двойному обеспечению в одном и том же периоде, при этом иные граждане технические средства реабилитации не получат. Установление срока исполнения решения суда противоречит ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор "адрес" Алтайского края просит оставить ее без удовлетворения, а принятое судом решение - без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Межевалова Е.В. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, прокурор Беспалова М.И. полагала принятое судом решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене вследствие неправильного применения норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) регламентируют отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу положений ст. 9 названного Федерального закона под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Согласно ст. 10 Федерального закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Положениями ст.11.1 данного закона установлено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования.
Как следует из материалов дела, "данные изъяты" является инвали "адрес" группы, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГ. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида *** от ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" к выдаче полагаются подгузники для взрослых размер М впитываемостью не менее 800 мл.: 3 штуки в сутки. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации - с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации является ФСС.
ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" обратился в филиал *** Государственного учреждения - Алтайского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении его подгузниками в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида *** от ДД.ММ.ГГ.
Имеющиеся в материалах дела акты сдачи - приемки товара от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ свидетельствуют о выдаче "данные изъяты" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ подгузников в количестве 270 штук вместо необходимых 726 штук на 242 календарных дня.
Таким образом, "данные изъяты", как нуждающийся в технических средствах реабилитации, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не в полной мере был обеспечен техническими средствами реабилитации в виде подгузников.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что "данные изъяты" являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации в полном объеме, несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких технических средств реабилитации нарушает его права.
Однако вывод суда об удовлетворении заявленных требований судебная коллегия находит несостоятельным на основании следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года N 57н.
В силу пункта 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, он имеет право на получение компенсации. Требование о предоставлении в натуре подгузников, которыми инвалид не был обеспечен в прошлом, не является надлежащим способом защиты права, так как указанные средства не могут быть использованы по назначению в прошлом, а в период после вынесения решения суда право инвалида на их получение было реализовано путем получения подгузников по акту от 08 октября 2015 года.
Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками, за прошлый период ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый период.
Поскольку прокурором заявлены требования именно о понуждении представить технические средства реабилитации в определенном количестве за прошлое время, а требований о возмещении убытков (взыскании затрат) не заявлено, то оснований для удовлетворения иска судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Судебная коллегия считает возможным принять новое решение по делу, которым иск прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах "данные изъяты" к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации оставить без удовлетворения.
При этом истец не лишен права обратиться в суд с иском о возмещении в порядке ст. ст. 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, вызванных расходами на самостоятельное приобретение в спорный период указанных выше технических средств реабилитации.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.
Решение Локтевского районного суда Алтайского края от 16 октября 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым иск прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах "данные изъяты" к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу *** Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.