Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Идрисовой А.В.
Смирновой О.В.
при секретаре Бычковой Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции гражданское дело по иску Сайранова С.М., Сайрановой Э.Р., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей Сайранова А.С., Сайранова Т.С. к Правительству Республики Башкортостан, администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан о взыскании единовременной материальной помощи, по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского городского суда РБ от 11 августа 2015 г., которым постановлено:
исковые требования Сайранова С.М., Сайрановой Э.Р., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Сайранова А.С., Сайранова Т.Г., к Правительству Республики Башкортостан, Администрации городского округа г. Стерлитамак о взыскании единовременной материальной помощи удовлетворить частично.
Взыскать с администрации городского округа г. Стерлитамака РБ в пользу Сайранова С.М. единовременную материальную помощь в размере " ... " руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме " ... " руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме " ... " руб.
Взыскать с администрации городского округа г. Стерлитамака РБ в пользу Сайрановой Э.Р. единовременную материальную помощь в размере " ... " руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме " ... " руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме " ... " руб..
Взыскать с администрации городского округа г. Стерлитамака РБ в пользу Сайранова А.С. единовременную материальную помощь в размере " ... " руб.
Взыскать с администрации городского округа г. Стерлитамак РБ в пользу Сайранова Т.С. единовременную материальную помощь в размере " ... " руб.
В удовлетворении исковых требований Сайранова С.М., Сайрановой Э.Р., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Сайранова А.С., Сайранова Т.С., к Правительству Республики Башкортостан о взыскании единовременной материальной помощи отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сайранов С.М., Сайранова Э.Р., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей Сайранова А.С., Сайранова Т.С. обратились в суд с исковыми требованиями к Правительству Республики Башкортостан, администрации ГО г. Стерлитамак о взыскании единовременной материальной помощи. Требования мотивировали тем, что в период с " ... " по " ... " на части территории г. Стерлитамак произошло стихийное бедствие - паводок, в результате которого вышла из берегов река Стерля и их жилой дом оказался в зоне подтопления, что было зафиксировано в акте соответствующей комиссии. По причине того, что Администрация ГО " ... " РБ не включила их в списки на получение единовременной материальной помощь в связи с паводком, они были вынуждены обратиться в Стерлитамакский городской суд РБ в " ... " суд обязал Администрацию ГО г. Стерлитамак РБ включить Сайрановых в указанный список, решение суда вступило в законную силу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от " ... " постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с тем, что судом первой инстанции дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства финансов Республики Башкортостан, не привлеченных к участию в деле, что является в силу п. 5 ст. 330 ГПК РФ основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в качестве третьего лица привлечено Министерства финансов Республики Башкортостан.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции.
Истцы Сайранов С.М., Сайранова Э.Р., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей Сайранова А.С., Сайранова Т.С., представители третьих лиц - ГУ МЧС России по Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились и просили рассмотреть дело в их отсутствии. В связи с чем, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан - ФИО7 в суде исковые требования не признала, пояснила, что они свои обязательства предусмотренные законом выполнили, включили истцов в Список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате стихийного бедствия, вызванного паводком в период с " ... " по " ... " в городском округе г. Стерлитамак. Законодательством не предусмотрено возложение обязательства на органы местного самоуправления по выплате материальной помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан - ФИО8, исковые требования не признал, пояснил, что ответственность по выплате материальной помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций в данном случае должна лежать на Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, которое должно при наличии согласованного Списка граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате стихийного бедствия, вызванного паводком в период с " ... " по " ... " в городском округе г.Стерлитамак, обратиться в Правительство Республики Башкортостан с проектом распоряжения о выделении соответствующих средств.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Башкортостан - ФИО9, в суде исковые требования не признала, пояснила, что осуществление выплат на оказание материальной помощи, пострадавших в результате стихийного бедствия производится из средств резервного фонда, на основании соответствующего распоряжения Правительства Республики Башкортостан. В данном случае распорядителем денежных средств является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Участвующий в деле представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - ФИО10, пояснил, что действительно выплаты пострадавшим, включенным в Список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате стихийного бедствия, вызванного паводком в период с " ... " по " ... " в городском округе г. Стерлитамак, осуществляло Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, денежные средства перечисляло Правительство Республики Башкортостан. На данный момент денежных средств, предназначенных для выплаты материальной помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, у них не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в период времени с 9 по " ... " на части территории г. Стерлитамака произошло стихийное бедствие - паводок, в результате которого вышла из берегов река Стерля и жилой дом истцов оказался в зоне подтопления, что было зафиксировано в акте соответствующей Комиссии администрации городского округа г.Стерлитамак в " ... "
В связи с данной чрезвычайной ситуацией Главой администрации ГО г. Стерлитамак РБ " ... " было принято постановление " ... " "О создании комиссии по определению ущерба, причиненного населению паводком 2013 на территории городского округа г. Стерлитамак".
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от " ... " постановлено: заявление Сайранова С.М. и Сайрановой Э.Р. действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Сайранова А.С. и Сайранова Т.С., о признании незаконным решения Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан по исключению Сайранова С.М., Сайрановой Э.Р., Сайранова А.С., Сайранова Т.С. из списка граждан на получение единовременной материальной помощи в связи с повреждением имущества в результате весеннего паводка в " ... " удовлетворить. Обязать администрацию городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу включить Сайранова С.М., Сайранову Э.Р., Сайранова А.С., Сайранова Т.С. в список граждан на получение единовременной материальной помощи в связи с повреждением имущества в результате весеннего паводка в " ... ". Взыскать с Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в пользу Сайранова С.М. судебные расходы в виде госпошлины " ... " руб ... Взыскать с администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в пользу Сайрановой Э.Р. судебные расходы в виде госпошлины " ... " руб., решение вступило в законную силу.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее-население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" дано понятие чрезвычайной ситуации, как обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Согласно подп. "м" ст. 10 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации, в том числе, принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч.1 ст. 23 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 N 26-з (ред. от 29.04.2014) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством Республики Башкортостан;
в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Статьей 18 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 N 26-з предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06.06.2001 года N 118 утверждены Положения о порядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
На основании п. 3.2 Положения о порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по ликвидации последствий стихийных бедствий, по поручению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан с участием других заинтересованных республиканских органов исполнительной власти и совместно с заявителями рассматривают вопрос о выделении средств из резервного фонда и вносят в установленном порядке предложения в Правительство Республики Башкортостан.
Пунктом 3.3 указанного Положения было предусмотрено, что заявители представляют в Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве РБ документы, обосновывающие размер финансовой помощи. Перечень и содержание документов определяются инструкцией, утверждаемой Управлением по чрезвычайным ситуациям при Правительстве РБ совместно с Министерством финансов РБ.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 987-р от 31 июля 2013 г. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан выделены денежные средства из бюджета Республики Башкортостан за счет резервного фонда Правительства Республики Башкортостан, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи (л.д.97 т.1).
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 987-р от 31 июля 2013 г. на Администрацию городского округа город Стерлитамак в срок до 09 августа 2013 г. возложено обязательство представить в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан согласованные с Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан списки граждан на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи с указанием размеров оказываемой помощи, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения.
Из представленных документов усматривается, что Правительство Республики Башкортостан выделило денежные средства из бюджета республики, обязало Администрацию городского округа город Стерлитамак представить в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан списки граждан на оказание единовременной материальной помощи.
Таким образом, Правительство Республики Башкортостан, в связи с оказанием материальной помощи пострадавшим, обязало Администрацию городского округа г. Стерлитамак подготовить только списки граждан, следовательно, исковые требования Сайрановых к Администрации городского округа город Стерлитамак о выплате материальной помощи не могут быть удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан подтвердил, что министерству было поручено произвести выплату согласно списку, представленного Администрацией городского округа город Стерлитамак.
Судебная коллегия приходит к мнению, что исковые требования Сайрановых о выплате единовременной материальной помощи подлежат удовлетворению.
Согласно представленного в суд апелляционной инстанции письма Администрации городского округа город Стерлитамак " ... " от " ... " на имя Министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, был направлен список пострадавших в результате стихийного бедствия, вызванного паводком в период с " ... " по " ... ", для выплаты единовременной материальной помощи, в который включена семья Сайрановых.
С учетом того, что порядок выплаты гражданам для выплаты единовременной материальной помощи регламентирован Распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 987-р от 31 июля 2013 г., семья Сайрановых включена в список пострадавших в результате стихийного бедствия, вызванного паводком в период с " ... " по " ... ", и данный список направлен для производства выплаты в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, судебная коллегия приходит к выводу обязать Правительство Республики Башкортостан выделить из бюджета Республики Башкортостан Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан " ... " руб. для выплаты единовременной материальной помощи Сайрановым.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда РБ от " ... ", отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Сайранова С.М., Сайрановой Э.Р., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Сайранова А.С., Сайранова Т.Г., к Администрации городского округа г. Стерлитамак о взыскании единовременной материальной помощи отказать.
Обязать Правительство Республики Башкортостан выделить из бюджета Республики Башкортостан Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан для выплаты Сайранову С.М., Сайрановой Э.Р., Сайранову А.С., Сайранову Т.С. по " ... " руб. каждому в качестве единовременной материальной помощи согласно списка граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате стихийного бедствия, вызванного паводком в период с " ... " по " ... " от " ... "
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: А.В. Идрисова
О.В. Смирнова
Справка: судья Абдуллина С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.