Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Гареевой Д.Р. и Александровой Н.А.
при участии прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Рахимовой Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан на решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 18 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гареевой Д.Р., выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Баймакского района РБ обратился в суд с иском в интересах Гумеровой РШ к Администрации муниципального района Баймакский район РБ, отделу опеки и попечительства Администрации муниципального района Баймакский район РБ о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Баймакского района РБ по поступившему обращению Гумеровой Р.Ш. проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам проверки выявлено, что Гумерова Р.Ш. является сиротой, проживала в Тубинском детском доме, закрепленного жилья не имела, в связи с чем с детского возраста нуждалась в жилом помещении. дата Гумерова Р.Ш. обратилась к должностным лицам опеки и попечительства Администрации муниципального района Баймакский район РБ по вопросу предоставления жилого помещения. Однако до достижения двадцатитрехлетнего возраста письменное заявление о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и необходимые документы в соответствующие органы ею в полном объеме не представлены, жилым помещением Гумерова Р.Ш. до настоящего времени не обеспечена. Прокурор просил суд признать незаконным бездействие органа опеки и попечительства Администрации муниципального района Баймакский район РБ, выраженное в непринятии мер по защите жилищных прав Гумеровой Р.Ш., по ее своевременной постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей незаконным, возложить на Администрацию муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан обязанность по постановке Гумеровой РШ на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения, обязать Администрацию муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан предоставить Гумеровой РШ благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма жилого помещения сроком на 5 лет.
Решением Баймакского районного суда Республики Башкортостан от дата иск прокурора Баймакского района в интересах Гумеровой РШ удовлетворён. Судом постановлено признать незаконным бездействие органа опеки и попечительства Администрации муниципального района Баймакский район РБ, выраженное в непринятии мер по защите жилищных прав Гумеровой РШ, по ее своевременной постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возложить на администрацию муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан обязанность по постановке Гумеровой РШ на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения. Обязать администрацию муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан предоставить Гумеровой РШ благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма жилого помещения сроком на 5 лет.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает, что отсутствуют основания для обращения прокурора в защиту интересов Гумеровой Р.Ш., так как не представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения с иском в суд Гумеровой Р.Ш. На момент обращения Гумеровой Р.Ш. исполнилось 25 лет, между тем продление специального статуса законодательством не предусмотрено. Иск предъявлен к надлежащим ответчикам, так как постановка на учёт в качестве нуждающихся отнесено компетенции поселений.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.8 Федерального Закона N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 6 Приложения N4 к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 "Порядок постановки на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" (введен Постановлением Правительства РБ от 21.01.2011 N 7, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 05.08.2011 N 3-52/2011) установлено, что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной постановкой на регистрационный учет указанной категории граждан. В случае установления факта несвоевременной подачи заявления о постановке на регистрационный учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях органы опеки и попечительства вправе самостоятельно произвести действия по постановке на учет указанных граждан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 марта 2012 г. N65 признано утратившими силу, в том числе, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года N 200 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", при этом указано, что данное Постановление от 06.03.2012г. распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из ст. ст. 13, 14 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ устанавливают порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ч. ч. 1 - 2 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з (ред. от 06.12.2011) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
Из материалов дела следует, что фамилия "Гумерова" присвоена РШ после регистрации брака. Билалова ( ФИО1) РШ родилась дата в адрес, родителями являются: отец - Билалов ШМ, мать - Билалова ГТ.
Отец Гумеровой Р.Ш. - Билалов ШМ умер дата, мать Гумеровой Р.Ш. - Билалова ГТ, лишена родительских прав в отношении дочери Билаловой Р.Ш. на основании решения Баймакского районного суда РБ от дата.
Согласно постановлению N ... от дата Администрации г.Баймака и Баймакского района РБ несовершеннолетняя Билалова Р.Ш. устроена в детское муниципальное учреждение адрес.
Распоряжением главы МО "Машзаводское" N ... от дата Янбекова Ф.Т. назначена опекуном несовершеннолетней Билаловой Р.Ш.(л.д.19).
Как усматривается из справки ГБОУ Тубинский детский дом N 42 от дата, Гумерова (Билалова) Р.Ш. воспитывалась в детском доме с дата по дата и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.8).
Согласно ответу директора Баймакского сельскохозяйственного колледжа на запрос прокурора, Билалова Р.Ш. с дата по дата обучалась в колледже по профессии "Пчеловод" (л.д.28).
Из ответа главы сельского поселения Ишбердинский сельсовет следует, что у Гумеровой(Билаловой) Р.Ш. в адрес жилья не имеется. Дом по адресу: адрес, ранее принадлежал Билаловой Г.Т., где кроме нее были зарегистрированы: сын, дочери Р и Г, сожитель. Дом продан дата Тулубаеву B.C.
Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от дата у Гумеровой Р.Ш. отсутствуют какие-либо права на объекты недвижимого имущества.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на вышеприведённые нормы права и пришёл к выводу об удовлетворению исковых требований прокурора Баймакского района РБ в интересах Гумеровой Р.Ш.
При этом суд верно исходил из того, что Гумерова Р.Ш. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, не поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях ввиду ненадлежащего выполнения органами опеки и попечительства района по осуществлению защиты прав детей-сирот, в связи, с чем имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку мотивы, приведенные в решении, основаны на оценке представленных доказательств и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Довод жалобы Администрации об отсутствии оснований для обращения прокурора в защиту интересов Гумеровой Р.Ш. судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Относительно довода жалобы о том, что на момент обращения Гумеровой Р.Ш. исполнилось 25 лет, между тем продление специального статуса законодательством не предусмотрено, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно позиции Верховного Суда РФ (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г.) при рассмотрении вопроса о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью вне очереди, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, следует выяснять являются ли уважительными причины, в силу которых заявитель своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При этом причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, могут в том числе являться ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Из материалов дела следует, что до достижения двадцатитрехлетнего возраста письменное заявление о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и необходимые документы в соответствующие органы Гумеровой Р.Ш. не представлены, жилым помещением Гумерова Р.Ш. не обеспечена.
Однако в нарушение требований законодательства органами опеки и попечительства, в течение продолжительного времени меры по защите жилищных прав Гумеровой Р.Ш. не принимались, что указывает на ненадлежащее выполнение органами опеки и попечительства возложенных на них обязанностей.
При этом судом первой инстанции установлено, что в 2010 году до достижения возраста 23 лет Гумерова Р.Ш. предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не была поставлена на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Довод жалобы о том, что постановка на учёт в качестве нуждающихся отнесена компетенции поселений не может быть принята во внимание судебной коллегии, поскольку вопросы учета и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений выше указанной категории лиц возложены на органы местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 18 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Янтилина Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.