Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Гареевой Д.Р. и Александровой Н.А.
с участием прокурора Кулясовой Р.Я.
при секретаре Рахимовой Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от 24 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гареевой Д.Р., выслушав прокурора Кулясову Р.Я., Ялалитдинову О.О., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района городского округа г. Уфы в интересах
Ялалтдиновой ОО обратился в суд с иском к Администрации
городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что в Администрации Калининского района городского округа г. Уфа на основании распоряжения главы Администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N ... -р от дата состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении Ялалтдинова О.О., как оставшаяся без попечения родителей, не имеющая закрепленного жилого помещения. до настоящего времени Ялалтдинова О.О. жильем не обеспечена. Прокурор просил суд обязать ответчиков предоставить Ялалтдиновой О.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Калининского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от дата постановлено обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Ялалтдиновой ОО, дата года рождения в черте города Уфа Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении требований прокурора к Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма отказано за необоснованностью.
В апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда. Указано, что судом не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела - в материалах дела отсутствуют сведения о месте обучения Ялалетдиновой О.О. в настоящее время и сроках окончания обучения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяются Федеральным законом от 21.12.1996 годаN159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72 п."ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе и в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российском Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российском Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
Как указано в п. 9 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что Ялалтдинова ОО родилась дата.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата мать Ялалтдиновой О.О.- Ялалтдинова Г.Ф. лишена в отношении нее родительских прав.
Распоряжением главы Администрации Калининского района городского округа г. Уфа N ... от дата Ялалтдинова О.О. признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список по категории "дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей".
В настоящее время Ялалтдинова О. О. не имеет жилья и не находится на государственном обеспечении, жилым помещением не обеспечена, что подтверждается материалами дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно сослался на приведённые нормы права и пришёл к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Калининского района городского округа г. Уфы в интересах Ялалтдиновой О.О.
Как верно указал суд, Ялалтдинова О.О. относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила пребывание в образовательном учреждении, право на получение жилого помещения не было реализовано до дата, в связи с чем она имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Отказывая в иске к Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, суд обоснованно исходил из положений статьи 26.1 Федерального Закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российском Федерации", согласно которым не могут одновременно возлагатся аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку мотивы, приведенные в решении, основаны на оценке представленных доказательств и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения.
Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о месте обучения Ялалтдиновой О.О. в настоящее время и сроках окончания обучения, опровергается материалами дела. Так в материалах дела имеется справка от дата, согласно которой Ялалтдинова О.О. прошла обучение в ... с дата по дата по профессии "Повар, кондитер".
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Портнова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.