Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Гареевой Д.Р. и Александровой Н.А.
при секретаре Шендрик О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Гареевой Д.Р., выслушав представителей Общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - Шарипова А.А., Махмутова А.Ф., подержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Шибаеву О.Н., Гузаирову З.М., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее ООО "ЭСКБ") о признании действий в части начисления размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, обязании прекратить взимание платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды.
Требования мотивирует тем, что по многочисленным обращениям жителей многоквартирных домов города Уфы, находящихся в управлении управляющих организаций, проведена проверка исполнения ООО "ЭСКБ" требований федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере при начислении размера платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды. В ходе проверки установлено, что ООО "ЭСКБ" начисляет и производит сбор платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды напрямую гражданам - потребителям, что противоречит нормам закона, так как в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги. Кроме того, при расчете размера платы за коммунальную услугу электроэнергия на общедомовые нужды по лицевым счетам ответчик незаконно применяет абз.4 п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г., согласно которому объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к Правилам 354". После уточнения исковых требования просил признать действия ООО "ЭСКБ" по начислению размера платы по услуге "электроэнергия предоставленная на общедомовые нужды", начиная с первоначального выставления ООО "ЭСКБ" платежных документов для оплаты напрямую собственникам по настоящее время включительно, незаконными. Обязать ООО "ЭСКБ" произвести перерасчет (возврат) размера платы по услуге "электроэнергия предоставленная на общедомовые нужды" начиная с первоначального выставления ООО "ЭСКБ" платежных документов для оплаты напрямую собственникам по настоящее время включительно, в отношении всех собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах и находящихся в управлении управляющих организаций: ОАО УЖХ "Советского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Демского района ГО г. Уфа", обязать ООО "ЭСКБ" прекратить начисление и взимание платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды.
Решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата исковые требования Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Энергетической сбытовой компании Башкортостана" удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "ЭСКБ" просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права на том основании, что возможность расторжения договора электроснабжения с управляющей организацией предусмотрена законодательством, также законодательством предусмотрена только письменная форма договора между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией. Управляющая компания становится исполнителем коммунальных услуг только с даты заключения договора ресурсоснабжения. Законом предусмотрена возможность, при которой к предоставлению коммунальных услуг приступает ресурсоснабжающая организация - в случае, если договор с управляющей компанией отсутствует. Положения абз.2,3 п.44 Правил предоставления коммунальных услуг не применимы при расчете за поставленные ресурсы на общедомовые нужды в многоквартирные дома ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие заключенного договора управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация - ООО "ЭСКБ" и договорные отношения возникают непосредственно между гражданами потребителями и ресурсоснабжающей организацией. Данные обстоятельства не были учтены судом при разрешении спора.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору явились обращения граждан - жителей многоквартирных домов города Уфы, находящихся в управлении управляющих организаций ОАО УЖХ "Советского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Демского района ГО г. Уфа" по факту выставления им квитанций за электроэнергию на общедомовые нужды с необоснованно повышенными начислениями на оплату электроэнергии на общедомовые нужды.
Судом первой инстанции требования истца рассмотрены на примере распределения расходом на общедомовые нужды многоквартирного дома по адрес
Доказательствами по делу подтверждено, что ресурсоснабжающая организация ООО "ЭСКБ" осуществляет поставки электроэнергии на общедомовые нужды напрямую собственникам помещений многоквартирных домов, в том числе жителям домов, которые выбрали способ управления многоквартирным домом через управляющую компанию. Данные обстоятельства ответчик в суде не оспаривал.
Кроме того, при расчете коммунальной услуги электроэнергия жильцам домов, находящихся в управлении управляющих организаций, ответчиком ООО "ЭСКБ" применен порядок расчета установленный абзацем 4 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011г., в соответствии с которым, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, то объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом не применяется порядок расчета, установленный абз. 2 и абз. 3 п. 44 Правил предусматривающий, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Государственного комитета по жилищному надзору, суд первой инстанции исходил из того, что если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, то плательщиком коммунальной услуги электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, в силу норм действующего законодательства является управляющая организация.
Также суд пришел к выводу, что действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом.
Указанные выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
В силу ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. N354 (далее - Правила), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Анализ вышеприведенных норм права свидетельствует о том, что плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, вносится собственниками помещений в адрес управляющей, а не ресурсоснабжающей организации. Следовательно, ООО "ЭСКБ" не вправе было начислять и получать оплату за вышеуказанный ресурс непосредственно с жильцов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы относительно законности начисления оплаты коммунальной услуги "электроснабжение" на общедомовые нужды напрямую собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме.
Также суд апелляционной инстанции не может согласиться и с доводами апелляционной жалобы относительно правильности начисления ответчиком коммунальной услуги "электроснабжение" на общедомовые нужды по следующим основаниям.
Как указано выше, в расчет размера платы за коммунальную услугу "электроэнергия" на общедомовые нужды включена в том числе сверхнормативная величина электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных домов.
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункты 44 - 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов гражданам N 354 закрепляют порядок определения объема таких услуг, их распределения и начисления за них платы потребителям.
Федеральным законом от 4 июля 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен порядок оплаты коммунальных услуг. Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Абзацы второй и третий пункта 44 вышеуказанных Правил N 354 в редакции Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 закрепили в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Следовательно, установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 данного Кодекса).
Как усматривается из материалов дела и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании большинство домов в г.Уфа находится в управлении различных управляющих организаций, то есть собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией, выступающей в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг.
Доказательств того, что общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах было принято решение о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" непосредственно ресурсоснабжающей организации - ООО "ЭСКБ", а также как и фактов принятия собственниками помещений в многоквартирных домов на общих собраниях решений о распределении "сверхнормативного" объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме, ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, исходя из общего смысла правовых норм, приведенных выше, объем электрической энергии сверх утвержденного норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды, является той величиной, стоимость которой обязана оплачивать управляющая организацию за счет собственных средств.
Учитывая, что ответчик не является исполнителем и не управляет многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей, следовательно и не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, в том числе сверх норматива.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ООО "ЭСКБ" производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов в г.Уфе, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды в отсутствие на то правовых оснований.
Доводы ООО "ЭСКБ" о том, что договора с управляющими компаниями расторгнуты по причине наличия за ними задолженности по оплате поставленной энергии не являются основанием для отмены решения суда, поскольку договора управления управляющих организаций с гражданами, собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах, потребителями коммунальных услуг не прекратили свое действие, ООО "ЭСКБ" не стали стороной обязательства по управлению домом.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств и основаны на неверном толковании норм права и не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Других оснований, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, постановилрешение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
справка: судья Сагетдинова А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.