Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Куловой Г.Р.,
Латыповой З.Г.,
при секретаре Гильмутдиновой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Давлиева И.Р. на решение Балтачевского районного суда Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
В удовлетворении заявления Давлиева И.Р. о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан от ... о призыве Давлиева И.Р. на военную службу и присвоении категории годности к военной службе отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Давлиев И.Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан от ... о призыве на военную службу и присвоении категории годности к военной службе.
В обоснование указал, что решением призывной комиссии муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан от ... заявитель был признан "А - годным к военной службе" и призван на военную службу. С данным решением он не согласен, так как страдает заболеванием - ... , которое в соответствии с пунктом "б" статьи 10 Расписания болезней, приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, дает основания для признания его ограниченно годным к военной службе - "В". При этом присутствует сопутствующее заболевание ... При прохождении призывной комиссии он представлял заключение независимой военно-врачебной экспертизы, вместе с тем призывная комиссия муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан признала его годным к военной службе и призвала на военную службу.
Просил суд отменить решение призывной комиссии муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан от ...
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Давлиев И.Р. просит решение отменить, считает его незаконным, указал, что он направлялся на консультацию в ГБУЗ Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, где врач-онколог ... и ... после осмотра поставил диагноз - ... и рекомендовал ему иссечение. Вместе с тем, судом при принятии решения не было учтено, что проведение операции ему только рекомендовано и любое оперативное вмешательство всегда связано с риском для здоровья пациента.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом (часть 2 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункту "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
От призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений, в числе прочего, о призыве на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (пункт 17 Положения о призыве граждан на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 26 данного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Исходя из данных законоположений, вопросы годности гражданина к определенным категориям военной службы по медицинским критериям, отнесены к компетенции врачей, руководящих работой по медицинскому освидетельствованию граждан.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Пунктом 3 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Положение о военно-врачебной экспертизе на момент призыва Давлиева было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N ...
Согласно пункту 18 данного Положения о военно-врачебной экспертизе, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В силу пунктов 5 и 6 данного Положения о военно-врачебной экспертизе, заключение военно-врачебной комиссии выносится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
На основании пункта 1 Требований к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, прилагаемых к указанному Положению о военно-врачебной экспертизе, требования к состоянию здоровья граждан при призыве на военную службу предусматриваются в расписании болезней в I графе.
В пункте "в" статьи 10 Расписания болезней указаны доброкачественные новообразования (кроме опухолей головного, спинного мозга) и новообразования in situ при наличии объективных данных без нарушения функции. Данные заболевания в I графе соответствуют категории годности к военной службе "А".
К пункту "в" относятся доброкачественные новообразования или последствия их радикального лечения, не сопровождающиеся нарушением функций органов и систем, не затрудняющие ношения военной формы одежды, обуви или снаряжения.
Новообразования, указанные в пункте "в", не препятствуют поступлению в военно-учебные заведения.
К пункту "б" относятся:
доброкачественные новообразования верхних дыхательных путей с умеренным и незначительным нарушением функций дыхания и (или) голосообразования;
доброкачественные новообразования костной и хрящевой ткани, затрудняющие ношение военной формы одежды, обуви или снаряжения;
доброкачественные новообразования средостения с умеренными клиническими проявлениями;
доброкачественные новообразования органов дыхания с умеренными клиническими проявлениями;
доброкачественные новообразования органов пищеварения без нарушения питания;
доброкачественные новообразования кожи, подлежащих тканей, кровеносных или лимфатических сосудов, затрудняющие ношение военной формы одежды, обуви или снаряжения;
доброкачественные новообразования мочевых органов с умеренными дизурическими расстройствами;
доброкачественные новообразования молочной железы, матки, яичника и других женских половых органов, не требующие хирургического лечения.
Согласно пункту 22 Положения о военно-врачебной экспертизе призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призывная комиссия субъекта Российской Федерации:
организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;
проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;
контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
Судом установлено, что Давлиев И.Р. ... поставлен на воинский учет в отделе военного комиссариата Республики Башкортостан по Татышлинскому и Балтачевскому районам и прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого согласно категории "А" признан годным к военной службе.
Медицинское освидетельствование Давлиев И.Р. проходил в ... и ... годах по результатам, которых признавался годным к военной службе - категория "А".
В ... году, с ... года до ... Давлиеву И.Р. предоставлялась отсрочка от службы в армии в связи с обучением в УГАТУ.
... Давлиев И.Р. прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого согласно категории "А" был признан годным к военной службе. Решение о призыве на военную службу отменено, согласно протоколу заседания призывной комиссии Республики Башкортостан N ... от ...
Давлиев И.Р. направлялся на консультацию в ГБУЗ Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, где врач-онколог ... после его осмотра поставил диагноз: " ... " и порекомендовал иссечение, согласно заключению N ... Предписание врача Давлиев И.Р. не выполнил.
... Давлиев И.Р. повторно прошел медицинское освидетельствование медкомиссией при Военном комиссариате Балтачевского района, признан ограниченно годным к военной службе - как указано присвоена категория "В" согласно пункту "в" статьи 10 Расписания болезней приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
Вместе с тем согласно Расписанию болезней приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" к пункту "в" статьи 10 относятся доброкачественные новообразования или последствия их радикального лечения, не сопровождающиеся нарушением функций органов и систем, не затрудняющие ношения военной формы одежды, обуви или снаряжения, что подпадает под категорию "А - годен к военной службе", как и по Расписанию болезней, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", утратившего силу с 01 января 2014 года в связи изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N565.
Давлиев И.Р. был направлен в призывную комиссию Республики Башкортостан для контрольного освидетельствования, которая отменила данное решение и признала Давлиева И.Р. годным к военной службе - категория "А", после медицинского обследования, в том числе и специалистом врачом-дерматовенерологом Х.Р.Ф. ... , поставившим ему диагноз: " ... ". Итоговое заключение о категории годности к военной службе утверждено врачом-членом призывной комиссии Республики Башкортостан (председателем ВВК ВК при РБ) У.Б.В.
... решением призывной комиссии при Военном комиссариате Балтачевского района после представления Давлиевым И.Р. заключения независимой военно-врачебной экспертизы о том, что он ограниченно годен к военной службе Давлиев И.Р. был признан годным к военной службе, и в отношении него было вынесено решение о призыве на военную службу.
В суде первой инстанции специалист врач-дерматовенеролог А.С.Н. пояснила, что заболевание заявителя относится к доброкачественным новообразованиям, не затрудняет ношение военной формы одежды и на основании пункта "в" статьи 10 Расписания болезней приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" Давлиев И.Р. признан годным к военной службе.
Таким образом, установленное у заявителя в ходе медицинских освидетельствований заболевание " ... " не препятствует его призыву на военную службу.
Исходя из положений части 2 статьи 25, части 6 статьи 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Такая экспертиза осуществляется в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N574.
В соответствии с пунктами 7, 8 данного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Согласно Положения о военно-врачебной экспертизе, вступившего в действие с ... , при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N574 (абзац пятый пункта 8); военный комиссар (начальник отдела военного комиссариата) при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии (пункт 102).
У призывной комиссии отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по Татышлинскому и Балтачевскому районам имелись законные основания для принятия решения о призыве Давлиева И.Р. на военную службу, поскольку по результатам медицинского освидетельствования заявитель по состоянию здоровья признан годным к военной службе с учетом представленного заключения независимой военно-врачебной экспертизы от ...
В целях проверки доводов жалобы и по ходатайству заявителя в суде апелляционной инстанции, Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РБ назначена судебная военно-врачебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО Медицинский консультативный центр "Военврач", на разрешение которой поставлены следующие вопросы:
- определить степень годности Давлиева И.Р. к военной службе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N565 от 04 июля 2013 года "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе"?
- установить диагноз Давлиева И.Р.?
- установить категорию годности Давлиева И.Р. к военной службе по поставленному ему диагнозу по результатам обследования?
- установить, препятствует ли имеющееся у Давлиева И.Р. образование на шее ношению им военной формы?
Расходы по проведению экспертизы возложены на Давлиева И.Р., Заявителю разъяснены положения статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об ответственности за уклонение от прохождения экспертизы. Производство по делу приостановлено.
... в Верховный Суд Республики Башкортостан возвращено административное дело без проведения экспертизы по причине неявки Давлиева для ее прохождения.
В сопроводительном письме ООО Медицинский консультативный центр "Военврач" N ... от ... в адрес Верховного Суда РБ указано, что после получения административного дела Давлиев И.Р. был приглашен в письменной форме с почтовым уведомлением по месту регистрации и месту проживания, указанному в деле, однако для прохождения экспертизы в установленные сроки не прибыл. Попытки вызвать его по телефону N ... были безуспешны в связи с тем, что телефон был постоянно недоступен.
Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Принимая во внимание факт уклонения Давлиева И.Р. от прохождения судебной военно-врачебной экспертизы, судебная коллегия признает вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Давлиева, обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балтачевского районного суда Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Давлиева И.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи Г.Р. Кулова
З.Г. Латыпова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.