Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Голубевой И.В.,
Куловой Г.Р.,
при секретаре Аюповой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Монахова В.В. - Ш.Р.Ф. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
В удовлетворении заявления Монахова В.В. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в государственной регистрации, обязании провести государственную регистрацию перехода права собственности - отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Монахов В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказ в государственной регистрации, обязании провести государственную регистрацию перехода права собственности.
В обоснование указал, что ООО "Квадро Сервис" (ОГРН ... , ИНН ... , далее - Общество) принадлежало ... доли в праве собственности на жилое здание площадью ... кв.м, инвентарный N ... , литер ... , кадастровый N ... , расположенное по адресу: ...
Принадлежащее Обществу имущество составляло Лот N ... на открытых электронных торгах в форме публичного предложения по продаже имущества Общества, признанного решением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от ... по делу N ... несостоятельным (банкротом), проводимых организатором торгов - конкурсным управляющим Общества Е.А.В. Победителем указанных торгов был признан Монахов В.В.
Монахов В.В. и Общество заключили в отношении данного имущества договор купли-продажи N ... от ... и ... обратились в Управление Росреестра по Республике Башкортостан с совместным заявлением о государственной регистрации перехода права собственности. Государственная регистрация была приостановлена Управлением Росреестра по Республике Башкортостан (уведомление о приостановлении государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов N ... от ... ).
Монахов В.В. представил в Управление Росреестра по Республике Башкортостан затребованные в уведомлении о приостановлении документы (прилагаемые расписки в получении документов на государственную регистрацию от ... , ... ), однако Управлением ... в адрес Монахова В.В. было направлено дополнительное уведомление о приостановлении государственной регистрации. Управлением Росреестра по Республики Башкортостан ... было отказано в государственной регистрации перехода права собственности.
При этом, Общество на основании определения Арбитражного Суда Республики Башкортостан о завершении конкурсного производства от ... по делу N ... ликвидировано ...
Монахов В.В. считает, что отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на Имущество нарушает его права по пользованию и распоряжению приобретенным имуществом.
В сообщении Управления Росреестра по Республике Башкортостан об отказе в государственной регистрации от ... указывается, что на государственную регистрацию "не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
При этом, у заявителя отсутствует возможность представить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Реконструкция и перепланировка не производились и не могли производиться заявителем в связи с тем, что он заключил договор купли-продажи имущества лишь ... , владеет Имуществом с ... М.В.В. не обладает информацией, кем и когда проводились реконструкция или перепланировка имущества. Реконструкция или перепланировка могли быть произведены Обществом, которое уже ликвидировано. Имущество принадлежит Обществу с ... , вследствие этого обязанность по представлению государственную регистрацию разрешения на ввод в эксплуатацию не может быть возложена заявителя.
В сообщении Управления Росреестра по Республике Башкортостан об отказе в государственной регистрации ... указывается, что "не допускается осуществление государственной регистрам, права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Нежилое здание с кадастровым N ... поставлено на кадастровый учет ...
Таким образом, нежилое здание кадастровым N ... относится к ранее учтенным объектам недвижимости. Указание Управления Росреестра по Республике Башкортостан на необходимость постановки объекта недвижимого имущества на кадастровый учет не основано на законе и противоречит положениям Федерального закона "О государственно кадастре недвижимости".
Так как нежилое здание с кадастровым N ... представляет собой ранее учтенный объект недвижимости, Имущество не требует дополнительного описания либо принятия каких-либо иных действий от Монахова В.В. по его идентификации.
Просил признать незаконным отказ Управления Росреестра по Республике Башкортостан в государственной регистрации перехода к Монахову В.В. права долевой собственности на ... доли в праве собственности на нежилое здание площадью ... кв.м, инвентарный N ... , литер ... , кадастровый N ... , расположенное по адресу: ... , обязать Управление Росреестра по Республике Башкортостан провести государственную регистрацию перехода права собственности к Монахову В.В. на вышеуказанное имущество.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Монахова В.В. - Ш.Р.Ф. просит решение отменить, считает его незаконным, указал, что заключенный между ним и Обществом договор купли-продажи является бесспорным документом, то есть основанием для государственной регистрации перехода права собственности; судом достоверно не установлено, было ли имущество реконструировано.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Монахова В.В. - Ш.Р.Ф., поддержавшего жалобу, возражения представителя Управления Росреестра по Республике Башкортостан В.Э.Р., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено, что по результатам торгов по продаже имущества ООО "Квадро Сервис" от ... Монахов В.В. признан победителем по приобретению нежилого помещения доля в праве ... , объект права: отделочные цеха, бытовка, нежилое, этаж 1, 2, общая площадь ... кв.м, инв. N ... , лит ... , по адресу:
... между ООО "Квадро Сервис" в лице конкурсного управляющего Е.А.В. и Монаховым В.В. заключен договор купли-продажи на имущество: доля в праве ... , объект права: отделочные цеха, бытовка, нежилое, этаж 1,2, общая площадь ... кв.м, инв. N ... , лит. ... , по адресу:
... Ш.Р.Ф., действующий от имени Монахова В.В., и Е.А.В., действующий от имени ОАО "Квадро Сервис" обратились к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о государственной регистрации перехода права долевой собственности, права долевой собственности на нежилое здание.
... Управлением Росреестра по Республике Башкортостан принято решение о приостановлении в государственной регистрации права в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации, о чем заявителю направлено уведомление от ... N ... и дополнительное уведомление от ... N
... Ш.Р.Ф., действующим от имени Монахова В.В., представлен дополнительный документ - технический паспорт от
... Ш.Р.Ф., действующим от имени Монахова В.В., представлены дополнительные документы - дополнительное соглашение к договору купли-продажи от ... N ... от ... N ... и акт приема-передачи от ... Nб/н, которые ... приобщены государственным регистратором к делу правоустанавливающих документов.
Согласно расписке от ... N ... на государственную регистрацию прав информация о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию не представлен.
... Управлением Росреестра по Республики Башкортостан направлен запрос в администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) о представлении разрешения на ввод нежилого здания в эксплуатацию.
В своем письме от ... Администрация ГО г.Уфа сообщило, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось.
... Ш.Р.Ф., действующим от имени Монахова В.В., представлено заявление о приостановлении государственной регистрации, в связи с чем, государственная регистрация приостановлена на основании пункта 3 статьи 19 Закона о регистрации на срок до ... , о чем заявителю направлено уведомление от ... N
... Управлением Росреестра по Республике Башкортостан принято решение об отказе в государственной регистрации прав на нежилое здание на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20, пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации, в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя и в связи с тем, что объект недвижимого имущества не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Анализ приведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что сущность кадастрового учета заключается в фиксации сведений об объекте недвижимого имущества, а кадастровый учет фактически является способом систематизации данных об объектах недвижимого имущества в целях создания федерального государственного информационного ресурса.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
Согласно положений Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в ЕГРП вносятся сведения об общей (а не жилой) площади объекта недвижимости, его описание и местоположение.
На основании статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
По смыслу части 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В абзаце 5 пункта 6 статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (по кадастровому паспорту объекта недвижимого имущества или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.
Исходя из технического паспорта по состоянию на ... общая площадь спорного объекта составляет ... кв.м, тогда как из Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ... N ... , его площадь составляет ... кв.м.
Из технического паспорта также следует, что литеру ... присвоен литер ... на возведение литеров ... и на перепланировку помещений N ... на ... этаже и помещения N ... на втором этаже, разрешения не предъявлены. Увеличение общей площади на ... кв.м произошло в результате перепланировки, возведения литера ... и уточнения инвентаризационных данных.
Таким образом, спорный объект недвижимости был реконструирован, в результате чего изменилась его техническая характеристика, то есть имеют место неустранимые несоответствия.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно определив юридически значимые обстоятельства, дав им надлежащую правовую оценку, установив факт реконструкции спорного объекта, пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в государственной регистрации перехода права долевой собственности, поскольку государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество проводится только при наличии бесспорных оснований.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, а направлены на их переоценку, в связи с чем не могут повлечь отмену решения.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Монахова В.В. - Ш.Р.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи И.В. Голубева
Г.Р. Кулова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.