Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Куловой Г.Р.,
Латыповой З.Г.,
при секретаре Шендрик О.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Сарыева Т.Н. - А.И.Б. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
В удовлетворении заявления Сарыева Т.Н. оглы о признании незаконным бездействия Отдела по Благовещенскому району и г.Благовещенск Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан по государственной регистрации права собственности на здание склада зернового бетонного корпус 1, год постройки - ... , обозначенное в техническим паспорте под литерой "а", общей площадью ... кв.м и пристрой склада, обозначенное в техническом паспорте под литерой "А1", общей площадью ... кв.м, находящиеся по адресу: ... , N ... ; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Сарыева Т.Н. на данные объекты, отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Сарыев Т.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия отдела по Благовещенскому району и г.Благовещенск Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан по государственной регистрации права собственности на здание склада зернового бетонного корпус 1, год постройки - ... , обозначенное в техническим паспорте под литерой "а", общей площадью ... кв.м и пристрой склада, обозначенное в техническом паспорте под литерой "А1", общей площадью ... кв.м, находящиеся по адресу: ... , N ... ; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Сарыева Т.Н. на данные объекты.
В обоснование указал, что решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ... удовлетворены требования Сарыева Т.Н. к администрации сельского поселения Николаевский сельский свет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании права собственности на объекты недвижимости - здания складов зерновых. ... заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на указанные объекты. По истечении более чем двух месяцев с даты передачи документов регистрирующий орган не выдал свидетельство о регистрации права, не уведомил заявителя о приостановлении регистрации права либо об отказе в государственной регистрации права, что указывает на нарушение прав заявителя как собственника недвижимого имущества. По мнению заявителя, регистрирующий орган уклоняется от государственной регистрации права на объекты недвижимости. В расписках регистрирующего органа от ... о получении документов на государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости датой окончания срока регистрации определено ... Бездействие регистрирующего органа заключается в отсутствии регистрации перехода права в десятидневный срок, то есть до ... По настоящий период времени у заявителя отсутствуют сведения, как о государственной регистрации, так и о её приостановлении либо об отказе в государственной регистрации.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Сарыева Т.Н. - А.И.Б. просит решение отменить, считает его незаконным, указал, что решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ... за Сарыевым Т.Н. признано право собственности на объекты недвижимости (на 3 склада). По истечении более чем 2 месяцев с даты передачи документов на госрегистрацию права, регистрирующий орган не выдал свидетельство и не уведомил заявителя о приостановлении регистрации права либо об отказе в госрегистрации права.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу положений статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 17 указанного Федерального закона органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки.
Приказом Минюста Российской Федерации от ... N ... утверждены Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 32 указанных рекомендаций установлено, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав. Рекомендуется также проверить соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа, обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт, наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (пункт 38 Методических рекомендаций).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. При этом положения указанной статьи возлагают на государственного регистратора обязанность принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Письменное уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения государственный регистратор обязан выдать или направить заявителю, который вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав, о чем заявителю также направляется письменное уведомление.
Судом установлено, что представитель правообладателя Сарыева Т.Н. - Д.В.О. ... обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о регистрации права собственности на здание, кадастровый номер N ... , расположенное по адресу: ... , площадью ... кв.м.
На государственную регистрацию заявителем помимо иных документов были представлены решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ... , доверенность представителя (л.д.27, 28-30).
Представитель правообладателя Сарыева Т.Н. - Д.В.О. при обращении с заявлением о регистрации права указал о том, что площадь регистрируемого объекта с кадастровым номером N ... составляет ... кв.м (л.д.28).
Однако из решения Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ... следует, что за Сарыевым Т.Н. признано право собственности на нежилое здание кадастровый номер N ... , расположенное по адресу: ... , площадью ... кв.м (л.д.32-36).
... государственным регистратором отдела по Благовещенскому району и г.Благовещенск Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан П.И.Г. государственная регистрация по данному заявлению приостановлена на срок по ... в связи с тем, что в заявлении о государственной регистрации прав поданной представителем Сарыева Т.Н. - Д.В.О. и в решении Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ... имеются разночтения в площади объекта, что противоречит нормам закона и сведениям Государственного кадастра недвижимости (л.д.37-39).
Уведомление о приостановлении государственной регистрации было направлено правообладателю Сарыеву Т.Н. и его представителю Д.В.О. за N ... от ... , то есть в тот же день, простым почтовым отправлением, что подтверждается представленными в суд описями вложения в пакет почтового отправления от ... , с почтовым оттиском бланка и отметкой проверки почтового работника (л.д.40, 41).
... государственным регистратором отдела по Благовещенскому району и г.Благовещенск Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан П.И.Г. на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации права на недвижимое имущество было отказано, так как заявителем в установленный срок возникшие для регистрации права препятствия не были устранены (л.д.42-43).
Сообщение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество было направлено правообладателю Сарыеву Т.Н. и его представителю Д.В.О. за N ... от ... , то есть в тот же день, по почте простым почтовым отправлением, что также подтверждается представленными в суд описями вложения в пакет почтового отправления от ... , с почтовым оттиском бланка и отметкой проверки почтового работника (л.д.44, 45).
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявителем не представлено доказательств, что действия государственного регистратора не соответствовали закону и привели к нарушению прав и законных интересов заявителя, так как по заявлению представителя Сарыева Т.Н. - Д.В.О. от ... в установленный законом срок (в течение десяти рабочих дней) проведена правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов, по результатам которой ... принято решение о приостановлении регистрации права на срок по ... , а в последующем ... принято решение об отказе в регистрации в связи с не устранением недостатков, послуживших основанием для приостановления.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что государственный регистратор отдела по Благовещенскому району и г.Благовещенск Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан при проведении правовой экспертизы по заявлению представителя правообладателя Сарыева Т.Г. - Д.В.О., действовал в рамках своей компетенции и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что уведомление о приостановлении регистрационного права, а также сообщение об отказе в регистрации права должны быть направлены заказной почтой, судебная коллегия отклоняет, так как положения Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусматривают данную обязанность. При подаче заявления представителем Сарыева Т.Г. - Д.В.О. в качестве способа получения документов, в том числе о приостановлении государственной регистрации, сообщения об отказе в государственной регистрации, свидетельства о государственной регистрации указано "лично", однако ни Сарыев Т.Г., ни его представитель Д.В.О. за получением документов в Отдел по Благовещенскому району и г.Благовещенск Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ не обращались (л.д. 28).
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Сарыева Т.Н. - А.И.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи Г.Р. Кулова
З.Г. Латыпова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.