Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Хрулевой Т.Е.,
судей Косарева И.Э., Пучковой Л.В.,
при секретаре Федорович Ю.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Полевой Т.И. на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2015 года по гражданскому делу N2-708/2015 по иску Полевой Т.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете трудовой пенсии по старости и возложении обязанности произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулевой Т.Е., объяснения Полевой Т.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
25.02.2015 года Полева Т.И. обратилась в Приозерский городской суд Ленинградской области с иском к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области (далее УПФ РФ в Приозерском районе) о признании незаконным решения от 23.12.2014 об отказе в перерасчете трудовой пенсии по старости и возложении обязанности произвести перерасчет с 09.05.2009 с применением соотношения заработков в размере 1,9. В обоснование требований указала, что 09.05.2009 ей была назначена досрочно трудовая пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере. 01.12.2014 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому для лиц, проживавших районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате от 1,8 и выше, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере 1,9. Решением комиссии УПФ в Приозерском районе Ленинградской области от 23.12.2014 истцу отказано в перерасчете размера трудовой пенсии. Полагала отказ незаконным и необоснованным, так как в период с 14.02.1997 года по настоящее время работает в " ... " в ОРС ПО " ... " продавцом продовольственных товаров полный рабочий день полную рабочую неделю. Указанный поселок находится на другой широте и долготе по сравнению с Ямало-ненецким автономным округом, в котором установлен коэффициент 1,5 для непроизводственных отраслей; в период работы в районе Крайнего Севера истцу выплачивались компенсационные выплаты за более тяжелые условия труда и жизни, чем другим работникам. Учитывая, что к заработной плате работников в " ... " на основании нормативного акта субъекта РФ в централизованном порядке применялся коэффициент 1,8, то отношение среднемесячного заработка следует исчислять с учетом фактически начисленной заработной платы.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 16.06.2015 года отказано в удовлетворении исковых требований.
Полева Т.И. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 16.06.2015 года и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает вывод суда о применении районного коэффициента 1,5, который действует для непроизводственных отраслей, необоснованным, поскольку в силу закона применению подлежит последний по времени получения коэффициент, начисленный к заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера. Суд не учел сведения лицевого счета истца и тот факт, что к его заработной плате применялся коэффициент 1,8, чему в материалы дела представлены доказательства. Полагает уменьшение районного коэффициента несправедливым, нарушающим ее права.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Приозерском районе Ленинградской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ГУ УПФ РФ в Приозерском районе Ленинградской области извещен о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в суд не явился, причины неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Разрешая заявленные по данному делу требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пришел к выводу о том, что решение об отказе в перерасчете пенсии законное и обоснованное, оснований для возложения на ответчика обязанности применения повышенного коэффициента не имеется, поскольку отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и лиц, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда правильным по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, в том числе предусматривать правовые основания назначения пенсий, их размеров, правила подсчета трудового стажа, а также особенности приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Полева Т.И., " ... " года рождения, 14.02.1997 была принята продавцом продовольственных товаров в ОРС ПО " ... " (л.д. 10 т.3) вахтовым методом работы (л.д. 51 т.1). Согласно справке ООО " ... " от 24.10.2013, Полева Т.И. с 14.02.1997 по настоящее время зарегистрирована и проживает временно (на период рабочей вахты) в общежитиях ЯНГКМ по адресу: " ... " (л.д. 9 т.1). В соответствии с постановлениями Совета Министров СССР N148 от 10.02.1960 и N1029 от 10.11.1967, архивной справкой от 31.10.2013 поселок " ... " относится к районам Крайнего Севера. Согласно справкам муниципального архивного учреждения " ... " от 31.10.2013 и ООО " ... " филиал " ... "" от 28.04.2015 к заработной плате Полевой Т.И. в период ее работы в данной организации применялся районный коэффициент в указанном размере - 1,8. Данные обстоятельства подтверждаются расчетными листками.
Из пенсионного дела следует, что с 09.05.2009 в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации истцу назначена досрочная трудовая пенсия по старости, при расчете которой применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ N4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
К заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, работников строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств и организаций (за исключением работников организаций и учреждений материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население), обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия и организации по бурению и геологоразведке, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности и геологоразведки, занятых на работах на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга, Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 04.06.1968 года N 165/15 утвержден районный коэффициент 1,8.
Для работников непроизводственных отраслей Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа к северу от Полярного круга Постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС установлен коэффициент в размере 1,5, в частности Постановлениями от 04.09.1964 года N 379/П-18 и N 380/П-18, а также Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.01.1961 года N 45/2 и от 21.07.1961 года N 302/19.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 Советам Министров республик, входящим в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочим и служащим в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размером этих коэффициентов. Однако данным Постановлением было определено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Аналогичное положение содержалось в Законе РФ N4520-1 от 19.02.1993, в абзаце 2 ст.10, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Во исполнение вышеназванного Постановления решением исполнительного комитета совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа N25 от 25.02.1991 с 01.03.1991 установлен районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей в размере 1,8 севернее Полярного круга и 1,7 южнее Полярного круга.
Однако данный нормативный акт не может применяться для целей пенсионного обеспечения, которое осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся в силу ст. 16 ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" федеральной собственностью. В противном случае это привело бы к расходованию средств Пенсионного фонда РФ по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что противоречит ст. 71 Конституции РФ, согласно которой управление федеральной собственностью находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статья 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше. Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с п. 7 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.04.2003 N 3 "О порядке применения пункта 2 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей" во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Из вышеизложенного следует, что при расчете размера пенсии органы пенсионного обеспечения должны руководствоваться районным коэффициентом, установленным в централизованном порядке органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти.
Принимая во внимание, что к заработной плате работников производственных и непроизводственных отраслей Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа к северу от Полярного круга применялись разные коэффициенты, то учитывается районный коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. В данном случае на основании не утратившего силу и действующего в настоящее время Постановления Совета Министров СССР от 04.09.1964 N 380/П-18, установившем в Ямало-Ненецком национальном округе, в том числе в " ... ", районный коэффициент -1,5.
При таких обстоятельствах требования истицы о возложении на ответчика обязанности перерасчета назначенной ей пенсии с учетом отношения к заработку 1,9, не основаны на законе, поскольку районный коэффициент 1,8 устанавливался не в централизованном порядке, а финансирование данных расходов осуществлялось за счет собственных средств субъекта РФ (автономного округа).
Принимая во внимание, что при расчете пенсии для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера, в которых, к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8, учитывается отношение ЗР/ЗП не свыше 1,7, то правовых оснований к удовлетворению иска не имелось. Выводы суда о правомерности произведенного ответчиком расчета размера пенсии Полевой Т.И. верны.
Нарушений прав истца, вопреки доводам жалобы, коллегией не установлено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, были определены судом правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Полевой Т.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья " ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.