Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Хрулевой Т.Е.,
судей Косарева И.Э., Пучковой Л.В.,
при секретаре Федорович Ю.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области на решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 14 июля 2015 года по делу N2-578/2015 по иску Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Ленинградской области "Сланцевский индустриальный техникум", Правительству Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области о возложении обязанности по ограждению территории образовательного учреждения и финансированию необходимых расходов,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулевой Т.Е., выслушав Данилову М.Ф., поддержавшую доводы жалобы, возражения прокурора Кичаевой О.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
30.04.2015 года Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился с учетом уточнений исковых требований в Сланцевский городской суд Ленинградской области к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Ленинградской области "Сланцевский индустриальный техникум" (далее - ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум"), Правительству Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области с иском о возложении обязанности в срок до 30.09.2016 осуществить мероприятия по ограждению территории (оградить) ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум", расположенного по адресу: " ... ", а также просил обязать Ленинградскую область в лице Правительства Ленинградской области и Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области в срок до 01.04.2016 обеспечить финансирование расходов, необходимых для ограждения территории этого образовательного учреждения.
В обоснование требований истец указал, что в ходе проводимой по заданию Прокуратуры Ленинградской области проверки учреждений высшего и среднего профессионального образования выявлено отсутствие ограждения ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум" с южной и восточной стороны, частичное ограждение с западной стороны, что не отвечает задачам соблюдения антитеррористического и санитарно-эпидемиологического законодательства. На указанное образовательное учреждение в полной мере распространяются положения Федерального закона N35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму", согласно которому противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, системности и комплексному использованию политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма и т.п. Кроме того, на учреждение распространяются санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.3.1186-03, установленные для учреждений начального профессионального образования, поскольку в соответствии с Уставом образовательного учреждения и постановлением Правительства Ленинградской области N626-р от 16.11.2012 учреждение является правопреемником ГБОУ начального профессионального образования Ленинградской области "Профессиональный лицей N15", на базе основного общего образования обеспечивает получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. Возведение соответствующего ограждения отвечает целям реализации утвержденной Президентом РФ Концепции противодействия терроризму, предусматривающей антитеррористическую защищенность возможных объектов посягательств, к которым в частности относятся объекты образования, а также направлено на пресечение действий, нарушающих право на антитеррористическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность. Указал на нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность и охрану здоровья.
Решением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 14.07.2015 года на ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум" возложена обязанность в срок до 01.09.2016 года установить ограждение территории ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум", расположенного по адресу: " ... ", по периметру территории данного учреждения. В удовлетворении требований к Правительству Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области об обеспечении финансирования расходов, необходимых для ограждения территории ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум" отказано.
В апелляционной жалобе Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области просит решение Сланцевского городского суда от 14.07.2015 года в части возложения обязанности на ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум" отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение норм материального права. Полагает, что положения СанПин 2.4.3.1186-03 и СанПиН 2.4.2.2821-10 не распространяются на ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум", поскольку в данных нормативных актах не имеется требований по ограждению территории организации среднего профессионального образования. Приводит разъяснения типам образовательных организаций и указывает на то, что образовательное учреждение осуществляет подготовку специалистов среднего звена по программам подготовки специалистов среднего звена, начальное профессиональное образование лицензией учреждения не предусмотрено, подготовка специалистов о программам подготовки квалифицированных рабочих ( служащих) ответчиком не осуществляется. Считает вывод суда о применении требований санитарного законодательства со ссылкой на правопреемство ГБОУ НПО "Профессиональный лицей N15" несостоятельным.
В дополнениях к жалобе апеллянт ссылается несоответствие требований СанПиН положениям ст.4 Федерального закона N273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", вменение обязанности не предусмотренной законодательством.
Представители ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум", Правительства Ленинградской области извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.09.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Пунктом 7 статьи 2 указанного Закона определен принцип приоритета мер предупреждения терроризма.
Юридические лица обеспечивают выполнение требований по противодействию терроризму в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (п.3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму).
Согласно Уставу ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум" является образовательным учреждением среднего профессионального образования Ленинградской области, а следовательно, объектом массового пребывания людей - учающихся, преподавателей, технического персонала, родителей, к свойствам которого предъявляются требования об антитеррористической защищенности, а именно, такое состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, которое препятствует совершению террористического акта.
В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается материалами дела, что за образовательным учреждением на праве постоянного бессрочного пользования закреплен земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м по адресу: " ... ", под существующее здание студенческого городка. Из ситуационного плана следует, что на указанной территории находятся шесть корпусов, в том числе жилые (общежития).
Проверка Сланцевской городской Прокуратуры Ленинградской области показала, что территория ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум" не имеется полного ограждения: с южной и восточной стороны ограждение отсутствует, с западной стороны наличествует частичное ограждение территории студенческого городка, что свидетельствует об уязвимости образовательного учреждения для возможных актов терроризма.
Данное обстоятельство подтверждается представлением Прокурора Сланцевского района, объяснениями директора образовательного учреждения, сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
В рамках долгосрочной целевой программы "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Ленинградской области на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области 25.05.2012 N181, в целях повышения безопасности образовательных учреждений и создания современных условий проведения образовательного процесса, предусмотрены мероприятия по комплексной безопасности, в том числе по устройству ограждений территорий учреждений.
ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум" в 2013 году выделены денежные средства в размере " ... " руб. на мероприятия по комплексной безопасности, а именно на ограждение территории техникума, которые реализованы по договору N40/13 от 10.06.2013 и 47/13 от 02.07.2013 путем установления ограждения в размере 300 п.м. По договору N97/13 от 30.12.2013 за счет внебюджетных средств установлено 56 п.м. на сумму " ... ". Всего установлено 356 п.м. на сумму " ... " руб. В 2014-2015 годах целевых средств на ограждение территории не поступало. По состоянию на 28.05.2015 техникум располагает неизрасходованными средствами на проведение ремонтных работ в сумме " ... ".
Принимая во внимание необходимость антитеррористической защищенности студенческого городка и учитывая, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), то суд первой инстанции обоснованно возложил на ГБОУ СПО ЛО "Сланцевский индустриальный техникум" обязанность по установлению ограждения, установив разумный срок для заключения договоров, производства необходимых работ.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2003 N2 утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования СанПиН 2.4.3.1186-03".
Пункт 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03 устанавливает требования к участку общеобразовательных учреждений начального профессионального образования.
Учреждения начального профессионального образования размещаются на самостоятельном земельном участке (пункту 2.1.1).
Пункт 2.1.15 СанПиН устанавливает, что участок образовательного учреждения должен иметь ограждение высотой не менее 1,2 м.
Таким образом, ограждение всей территории земельного участка учреждения начального профессионального образования забором высотой не менее 1,2 м является обязательным в силу закона. Выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Согласно п.5 ст.10 и п.2 ст.23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" начальное профессиональное образование в Российской Федерации и такой тип образовательной организации как организация начального профессионального образования не предусмотрены.
В силу ч.1 ст.108 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
Согласно Уставу для реализации основных целей ГБОУ СПО Ленинградской области "Сланцевский индустриальный техникум" осуществляет следующие виды деятельности: реализация основных образовательных программ среднего профессионального образования- программ подготовки квалифицированных рабочих и (служащих), а также программ подготовки специалистов среднего звена; реализация основных программ профессионального обучения- программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программ переподготовки рабочих, служащих, программ повышения квалификации рабочих, служащих; реализация дополнительных профессиональных программ- программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки.
Из лицензии выданной 18.06.2012 ГБОУ СПО Ленинградской области "Сланцевский индустриальный техникум" следует, что учреждение осуществляет образовательную деятельность по программам указанным в приложении образовательным программам, а именно профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих и (служащих): мастер столярно-плотничных и паркетных работ, мастер общестроительных работ, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, оператор швейного оборудования, мастер общестроительных работ; а также по программам подготовки специалистов среднего звена: техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, экономика и бухгалтерский учет.
Учитывая установленные типы образовательных учреждений, в том числе профессиональные образовательные организации ( п/п.3 п.2 ст.23), а также приравнивание образовательных уровней ранее уставленным, суд первой инстанции правильно применил положения СанПиН 2.4.3.1186-03 в настоящем деле, установив несоблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства образовательным учреждением.
Указание в жалобе на то, что подготовка специалистов по программам подготовки квалифицированных рабочих ( служащих) ответчиком не осуществляется, не обоснована, принимая во внимание право на осуществление образовательной деятельности в соответствии с выданной лицензией.
Довод жалобы о том, что СанПиН2.4.3.1186-03 противоречит положениям ст.4 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" основан на неправильном толковании положений законодательства, поскольку правоотношения по соблюдению санитарного законодательства регулируются специальным законодательством.
Следует согласиться с подателем жалобы в части нераспространения требований СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и исключить указание на них в мотивировочной части решения суда. Однако, данное нарушение не влечет отмену правильного по существу решения суда.
Выводы суда также не опровергает ссылка на п. 2.3 Устава, согласно которому ответчик реализовывает основные программы профессионального обучения.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства. Оснований, предусмотренных ч. 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ч. 1 ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 14 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.