Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре Д.
рассмотрев жалобу муниципального бюджетного образовательного учреждения "Каменногорский центр образования" на постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 июля 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 июля 2015 г. МБОУ "Каменногорский центр образования" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Из постановления следует, что 27 мая 2015 г. в ходе плановой проверки отделом лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений департамента надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области было установлено, что МБОУ "Каменногорский центр образования" в нарушение требований подп. "а" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966, осуществляло деятельность в отсутствие документов, подтверждающих наличие в собственности или на ином законном основании земельных участков по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Пруды, ул. Заозерная, дома N 2 и N 8.
В жалобе МБОУ "Каменногорский центр образования" содержится просьба об отмене постановления суда и о прекращении дела в связи с отсутствием вины учреждения в совершении административного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав директора МБОУ "Каменногорский центр образования" З.Л., заслушав представителя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области К.С.., прихожу к следующему.
Осуществление юридическим лицом деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет в соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решение о наличии в действиях (бездействии) МБОУ "Каменногорский центр образования" состава административного правонарушения, суд исходил из доказанности вины учреждения в совершении административного правонарушения.
Между тем, в ходе производства по делу было установлено, что после реорганизации администрацией муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области МБОУ "Каменногорская средняя общеобразовательная школа" и присоединения к нему, в частности, МОУ "Прудовская начальная общеобразовательная школа" и МДОУ "Детский сад "Теремок" поселка Пруды", расположенных на земельных участках ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по адресам: пос. Пруды, ул.
Заозерная, дом N 2 и пос. Пруды, ул. Заозерная, дом N 8, и выдачей 16 апреля 2014 г. комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области лицензии на право осуществления образовательной деятельности МБОУ "Каменногорский центр образования" (наименование принято в соответствии с редакцией устава учреждения, утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 19 сентября 2014 г. N 5860) как самостоятельно, так и с участием учредителя - администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, в период 2014 - 2015 гг. были приняты необходимые меры для передачи вышеназванных земельных участков из ведения Министерства обороны России в муниципальную собственность для осуществления уставной деятельности учреждения в соответствии с действующим законодательством. Как видно из материалов дела, дальнейшее решение вопроса переоформления земельных участков находится в компетенции соответствующих подразделений Министерства обороны России и администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Из пояснений в судебном заседании представителя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области К.С. также следует, что МБОУ "Каменногорский центр образования" были приняты необходимые меры для получения документов, подтверждающих наличие на законном основании земельных участков по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Пруды, ул. Заозерная, дом N 2 и дом N 8, что может рассматриваться, по мнению представителя, как основание для освобождения юридического лица от наказания в виде административного штрафа.
При исследовании вопроса о соблюдении в ходе производства по делу процессуальных требований необходимо, кроме того, учитывать следующее.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, от 27 мая 2015 г., составленного в отношении МБОУ "Каменногорский центр образования" главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений департамента надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области М.Л., данный протокол был составлен должностным лицом в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ.В соответствии с положениями абз. 1 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.20 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с чч. 1, 2 и 3 ст. 28.3 КоАП РФ, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).
Об административных правонарушениях, предусмотренных в частности чч. 2 и 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации (ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ).
Согласно Перечню должностных лиц комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, уполномоченных
составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному приказом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 07 апреля 2015 г. N 16 в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Ленинградской области от 28 июля 2009 года N 231 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющем переданные полномочия Российской Федерации в области образования, и внесении изменений в постановления Правительства Ленинградской области от 28 июля 2009 г. N 231 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющем переданные полномочия Российской Федерации в области образования, и внесении изменений в постановления
Правительства Ленинградской области от 16 апреля 2008 года N 82 и от 11 августа 2008 года N 238", составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст. 19.20 КоАП РФ, вправе: в комитете общего и профессионального образования Ленинградской области: заместитель председателя комитета - начальник отдела содержания и развития материально-технической базы, заместитель председателя комитета - начальник отдела социальной защиты и специальных учреждений; в департаменте надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования комитета: начальник департамента комитета, начальник отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений департамента комитета, иные должностные лица отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений департамента комитета.
Как видно из Перечня, работник с наименованием должности - "главный специалист отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений департамента надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования" не указан в качестве должностного лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях.
Указание в Перечне на то, что протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять "иные должностные лица отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений департамента комитета", не может в силу его неопределенности рассматриваться как достаточное для возникновения у конкретного должностного лица комитета общего и профессионального образования Ленинградской области рассматриваемых властных полномочий в сфере законодательства об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, считаю, что в ходе производства по делу не была установлена вина МБОУ "Каменногорский центр образования" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, что является основанием для отмены постановления суда и прекращения дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 июля 2015 г., принятое в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения "Каменногорский центр образования" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу - прекратить.
Судья А.И. Осоцкий
(Судья Н.В. Шевцова)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.