Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Ивановой Ю.В., Белоногого А.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании 09 сентября 2015 года дело N 2-2711/15 по апелляционной жалобе Бугаевой А. В., Бугаевой Е. В., Васиной В. В., Дробовой И. И., Замула Н. В., Ивановой О. А., Исаковой Л. А., Кошелевой С. П., Коноплева А. Е., Кряскова В. И., Лапковского В. Ю., Морквенайте И. В., Остапенко О. В., Петрова А. В., Смирной С. А., Смирного К. В., Смотровой Н. П., Степановой И. В., Федоровой Е. А., Чернова В. Н., Черновой Н. В., Чонина М. Е., Чониной Л. Б., Стенина А. Г., Дмитриевой Н. Л., Лобановского А. В. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2015 года по заявлению Бугаевой А. В., Бугаевой Е. В., Васиной В. В., Дробовой И. И., Замула Н. В., Ивановой О. А., Исаковой Л. А., Кошелевой С. П., Коноплева А. Е., Кряскова В. И., Лапковского В. Ю., Морквенайте И. В., Остапенко О. В., Петрова А. В., Смирной С. А., Смирного К. В., Смотровой Н. П., Степановой И. В., Федоровой Е. А., Чернова В. Н., Черновой Н. В., Чонина М. Е., Чониной Л. Б., Стенина А. Г., Дмитриевой Н. Л., Лобановского А. В. о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя заявителей - Рыкова Г.А., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Заявители обратились в суд с требованиями о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от "дата" N ...
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками квартир и проживают в многоквартирном доме N ... "адрес". Оспариваемым предписанием на ТСЖ " " ... "", являющееся управляющей компанией данного многоквартирного дома, возложена обязанность осуществить открытие мусоропроводов в доме. В то же время закрытие мусоропроводов осуществлено на основании решения общего собрания членов Товарищества собственников жилья, которое принято при реализации членами ТСЖ полномочий, предоставленных ст.ст. 290, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 46, 138, 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не противоречит положениям п. 5.9.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, на который ссылается Жилищная инспекция в предписании.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявители просят решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции заинтересованное лицо извещено, в судебное заседание не явилось, направило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Согласно ст.ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителей, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23.03.2015 подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предписание N ... от "дата" принято в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, при наличии к тому правовых оснований, предусмотренных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N ... от "дата".
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, заявители являются собственниками квартир, расположенных в доме N ... "адрес".
Управление многоквартирным домом по данному адресу осуществляет ТСЖ " " ... "".
В силу п.2 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования).
В соответствии с п. 10 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию (абзац "а" п. 11 данного Положения).
Согласно п. 1.5.1 Административного регламента по исполнению государственной функции, утвержденного Распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 14.02.2014 N 4-р, должностные лица Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении регионального государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
По смыслу указанных норм при проведении проверок государственная жилищная инспекция выдает предписание только в случае очевидного нарушения жилищного законодательства. Споры, в том числе неурегулированные разногласия между собственниками относительно пользования общим имуществом, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору за соблюдением жилищного законодательства в пределах компетенции, государственная жилищная инспекция выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N ... от "дата" в отношении ТСЖ " " ... "" назначена проверка в части нарушения прав потребителей по предоставлению жилищных услуг (проверка работоспособности мусоропровода).
Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга "дата" составлен акт проверки N ... , из которого следует, что в ходе проведенной проверки был установлен факт нахождения мусоропровода, расположенного в жилом доме по адресу: "адрес", в постоянно закрытом состоянии ( " ... ").
В адрес ТСЖ " " ... "" "дата" Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга внесено предписание N ... ТСЖ " " ... "" предписано в срок до "дата" устранить нарушение, выразившееся в том, что в парадной N ... " ... " находится в неисправном состоянии ( " ... ").
Вместе с тем, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляют собственникам помещений в многоквартирном доме право по принятию решения о порядке использования общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме
Согласно п.п. 6, 7 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества (ч. 1 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана (ч. 2 указанной статьи).
На общих собраниях членов ТСЖ " " ... "", состоявшихся "дата" и "дата", было принято решение отклонить предложение об открытии мусоропровода в парадных указанного жилого дома и о введении в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг статьи "Обслуживание мусоропровода" с оплатой по городским тарифам. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами общего собрания членов ТСЖ " " ... "" N ... от "дата" и N ... от "дата".
Частью 6 ст.46 ЖК РФ предусмотрен судебный порядок для обжалования решений общего собрания членов ТСЖ.
Решения общего собрания членов ТСЖ " " ... "" о неосуществлении эксплуатации мусоропровода в названном многоквартирном доме в установленном законом порядке не оспорены и не отменены.
Судебная коллегия также учитывает, что сам по себе вариант удаления бытовых отходов и мусора из жилых зданий и помещений посредством использования контейнера и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, не противоречит СанПиН 2.1.2.2645-10.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, учитывая, что решение об отклонении предложения об открытии мусоропроводов в жилом доме по адресу: "адрес", принято на общих собраниях членов ТСЖ " " ... "", состоявшихся "дата" и "дата", в целях реализации собственниками квартир в многоквартирном доме предусмотренного законом права владения и пользования имуществом, находящимся в долевой собственности, данные решения в установленном порядке оспорены не были, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания предписания от "дата" N ... , вынесенного Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга в адрес ТСЖ " " ... "" законным, в связи с чем решение суда от "дата" подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отменить.
Вынести по делу новое решение.
Заявление Бугаевой А. В., Бугаевой Е. В., Васиной В. В., Дробовой И. И., Замула Н. В., Ивановой О. А., Исаковой Л. А., Кошелевой С. П., Коноплева А. Е., Кряскова В. И., Лапковского В. Ю., Морквенайте И. В., Остапенко О. В., Петрова А. В., Смирной С. А., Смирного К. В., Смотровой Н. П., Степановой И. В., Федоровой Е. А., Чернова В. Н., Черновой Н. В., Чонина М. Е., Чониной Л. Б., Стенина А. Г., Дмитриевой Н. Л., Лобановского А. В. удовлетворить.
Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от "дата" N ... , вынесенное по результатам внеплановой проверки по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N ... от "дата", по адресу: "адрес".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.