Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Ивановой Ю.В., Белоногого А.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании 09 сентября 2015 года дело N 2-6537/15 по апелляционной жалобе Киселева Г. И., Локтева П. В. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2015 года по заявлению Киселева Г. И., Локтева П. В. об обжаловании действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя заявителей - Нагорной Е.Г., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу - Щербаковой М.Г., представителя Собениной В.Г. - Макарова И.А., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Киселев Г.И. и Локтев П.В. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу, Собениной В.Г. по постановке на кадастровый учет земельных участков.
В обоснование требований заявители указали, что они и Собенина В.Г. являются участниками общей долевой собственности на земельный участок по адресу: "адрес". При этом Собениной В.Г. принадлежит " ... " доли земельного участка, общей площадью " ... " кв.м., заявителям - по " ... " доли. По заявлению Собениной В.Г. произведен кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела названного земельного участка, на что согласие заявители не давали. Кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела участка нарушает их права, поскольку они инициировали процедуру изменения территориальной зоны этого участка с " ... " ( " ... ") на " ... " ( " ... ") с участками не менее " ... " кв.м., следовательно участок в этой зоне не может быть меньше " ... " кв.м., в связи с чем раздел участка невозможен.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 08.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявители просят решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции кадастровый инженер Бутина В.В. извещена, в судебное заседание не явилась, доказательств уважительности причин неявки не представила. Согласно ст.ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 08.06.2015 подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, Киселеву Г.И. на основании договора передачи земельного участка в общую долевую собственность граждан от "дата" N ... принадлежит на праве собственности " ... " доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес".
На основании договора передачи земельного участка в общую долевую собственность граждан от "дата" N ... и договора купли-продажи от "дата" Локтеву П.В. также принадлежит " ... " доля в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок.
Собственником " ... " долей в праве общей долевой собственности на названный земельный участок является Собенина В.Г.
Земельный участок, расположенный по адресу: " ... ", поставлен в установленном законом порядке на кадастровый учет, имеет кадастровый N ... и площадь " ... " кв.м.
По заявлению Собениной В.Г. "дата" кадастровым инженером Бутина В.В. составлена схема раздела земельного участка под кадастровым N ... , в результате которого по адресу: "адрес" образовалось два земельных участка, площадью " ... " кв.м. и " ... " кв.м.
Также по заявлению Собениной В.Г. был подготовлен межевой план на два земельных участка площадью " ... " кв.м. и " ... " кв.м.
Представитель Собениной В.Г. "дата" обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу с заявлением N ... , в котором просил поставить на кадастровый учет два земельных участка, расположенных по адресу: "адрес", образованных на месте ранее существовавшего земельного участка с кадастровым N ... , представив межевой план N ... от "дата".
Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от "дата" осуществлен кадастровый учет объектов недвижимости - земельного участка площадью " ... " кв.м. и земельного участка площадью " ... " кв.м., расположенных по адресу: "адрес", образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым N ... Указанным земельным участкам присвоены кадастровые N ... и N ...
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Локтевым П.В. и Киселевым Г.И. требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и исходил из того, что кадастровый учет земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", носит временный характер, осуществлен на основании обращения уполномоченного лица и сам по себе права заявителей не нарушает, поскольку они не лишены возможности в силу п. 5 ст. 24 названного Федерального закона обратиться в государственный орган с требованиями о прекращении такого учета.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Согласно ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
Положения части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривают временный характер кадастровых сведений в отношении вновь образованных объектов недвижимого имущества и необходимость государственной регистрации прав на них в целях придания этим сведениям постоянного характера, что соответствует правовому режиму данных объектов, включение которых в гражданский оборот, по общему правилу, невозможно без государственной регистрации прав. Подобное правовое регулирование, учитывающее специфику гражданского оборота недвижимого имущества, также обеспечивает единство сведений государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носящих публичный и взаимосвязанный характер (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 N 957-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Северобайкальская рыночная компания" на нарушение конституционных прав и свобод частью 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В то же время, в силу положений ст.ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику, который несет бремя содержания своего имущества.
В части 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии со ст. 43 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, граждане и юридические лица осуществляют права на земельные участки по своему усмотрению.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов, если иное не установлено названным Федеральным законом.
В силу ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение (ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено регулирование, исключающее возможность органа кадастрового учета, не обладающего правами на земельные участки, самостоятельно внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о любом, в том числе ранее учтенном земельном участке, имеющем собственника.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает заявительный порядок внесения изменений в сведения об объекте недвижимости и запрещает предъявлять собственнику (правообладателю) поставленного на учет объекта недвижимости иначе как на основании решения суда требования об осуществлении учета изменений данного объекта недвижимости.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1 названной статьи).
Из части 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Как следует из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с указанным Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
В письме ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от "дата" N ... "О надлежащем лице при обращении с заявлением об учете изменений земельных участков" разъяснено, что круг лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости, установлен частью 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
На основании оценки представленных в материалы дела доказательств, следует сделать вывод о том, что заявление N ... от "дата" об осуществлении кадастрового учета двух земельных участков, расположенных по адресу: по адресу: Санкт "адрес", образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым N ... , подано в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу только Собениной В.Г..
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
В силу положений ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка, в том числе описания местоположения границ и площади земельного участка, необходимым для кадастрового учета документом является межевой план, подготовленный в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования к подготовке межевого плана).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 утверждена форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
В соответствии с п. 2 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных названным Приказом, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевой план включаются сведения о: земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земель и (или) земельных участков (исходные земельные участки) или выделе из земельных участков; земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; земельных участках, из которых в результате выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности образованы новые земельные участки, а также земельных участках, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами после раздела сохраняются в измененных границах (измененные земельные участки); земельных участках, в отношении которых осуществляются кадастровые работы по уточнению описания местоположения границ земельных участков, кадастровые сведения о которых не соответствуют установленным на основании Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, в том числе при исправлении ошибок в местоположении их границ (п. 3 указанных Требований).
Пунктом 79 названных Требований предусмотрено, что в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется Акт согласования.
Согласно п. 80 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, в акте согласования указываются реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, указанных в части 3 статьи 39 Закона, либо их представителей.
Руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение о поставке на кадастровый учет двух земельных участков, площадью " ... " кв.м. и " ... " кв.м., расположенных по адресу: "адрес", образованных на месте ранее существовавшего земельного участка с кадастровым N ... , могло быть вынесено только при наличии подтверждения соблюдения процедуры образования земельных участков в результате раздела, в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, с предоставлением межевого плана также содержащего акт согласования местоположения границ вновь образуемых земельных участков всех заинтересованных лиц.
Отсутствие доказательств соблюдения требований к образованию земельных участков является препятствием к осуществлению кадастрового учета образованных в результате раздела земельных участков, на основании п.3 ч.2, п.9 ч.3 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с несоблюдением предусмотренных законом требований к образованию объекта недвижимости.
Учитывая, что наличие согласия в письменной форме всех сособственников исходного земельного участка на образование из него новых земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1 - 3 ч. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, является обязательным условием такого образования, проверка наличия такого согласия должна осуществляться органом кадастрового учета наряду с выявлением иных оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.
Названная позиция также нашла свое отражение в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от "дата" N ... "Об условиях образования земельных участков".
Временный характер вносимых в соответствии ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведений при постановке на учет вновь образованных объектов, не свидетельствует об отсутствии у органа кадастрового учета обязанности проверки соблюдения требований, предусмотренных федеральными законами, к образованию объекта недвижимости.
Данная обязанность при вынесении оспариваемого решения заинтересованным лицом исполнена не была.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение " ... " районного суда Санкт-Петербурга от "дата" не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных Киселевым Г.И. и Локтевым П.В. требований.
При удовлетворении заявленных требований и признании незаконным решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от "дата" об осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, права заявителей подлежат восстановлению путем возложения на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу обязанности по исключению из Государственного кадастра недвижимости сведений о постановке на учет земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым N ...
Согласно ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2015 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Заявление Киселева Г. И. и Локтева П. В. удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от "дата" об осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости - земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым N ...
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу в течении 30 дней со дня вынесения апелляционного определения исключить сведения из Государственного кадастра недвижимости о временной постановке на учет земельных участков, расположенных по адресу: "адрес".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.