Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании 16 сентября 2015 года дело N 2-2743/15 по апелляционной жалобе Полянкиной А. И. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 06 мая 2015 года по заявлению Полянкиной А. И. о признании незаконным отказа Администрации Невского района Санкт-Петербурга, обязании признать нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Полянкиной А.И., представитель Полянкиной А.И. - Подлегпева М.В., представителя Администрации Невского района Санкт-Петербурга - Ефимовой Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Полянкина А.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение Администрации Невского района Санкт-Петербурга об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований Полянкина А.И. указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны, проживает в комнате, площадью " ... " кв.м., расположенной в коммунальной квартире по адресу: "адрес". Согласно Закону Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в коммунальных квартирах, принимаются на учет независимо от размера занимаемой площади. Несмотря на это Администрация Невского района Санкт-Петербурга отказала в постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях по мотиву превышения жилищной обеспеченности учетной нормы, что закону не соответствует.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 06.05.2015 в удовлетворении требований Полянкиной А.И. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15.09.2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Невского районного суда Санкт-Петербурга от 06.05.2015, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, что Полянкина А.И. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Указанные обстоятельства подтверждаются удостоверением ВОВ N ...
Согласно справке N ... , Полянкина А.И. является инвалидом " ... " группы бессрочно.
С "дата" Полянкина А.И. зарегистрирована и проживает в комнате " ... " кв.м., расположенной в коммунальной квартире по адресу: "адрес", является ее собственником на основании договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан N ... от "дата".
"дата" заявитель обратилась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила принять ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, в чем письмом от "дата" N ... ей было отказано по мотиву обеспечения общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
"дата" Полянкина А.И. обратилась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила принять ее на учет граждан в качестве нуждающейся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Письмом от "дата" N ... Администрация Невского района Санкт-Петербурга сообщила Полянкиной А.И., что вопрос о принятии ее на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий был рассмотрен на заседании жилищной комиссии "дата", установлено, что она не относится к категориям граждан, перечисленных в ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N ... "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", в связи с чем ей было отказано в постановке на соответствующий учет.
В "дата" Полянкина А.И. обращалась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечения отдельным жилым помещением по договору социального найма, в чем ей было повторно отказано.
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и оказании им содействия.
В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности (п. 2), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий в случае если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), или обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга, и относятся к следующим категориям: инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты бъектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Из смысла ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что ветеранами войны являются лица, непосредственно принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Одновременно согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: участники Великой Отечественной войны; лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Позиция заявителя сводится к тому, что поскольку она является ветераном Великой Отечественной войны и ей предоставлены права и льготы, предусмотренные ст. 20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", на нее также должна распространяться гарантия обеспечения ей содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Между тем, закон дифференцирует уровень мер социальной поддержки ветеранов в зависимости от особенностей их правового статуса.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В п.2 ч.1 ст.3 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" категория ветеранов Великой Отечественной войны, к которой относится административный истец, не названа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Администрации Невского района Санкт-Петербурга отсутствовали правовые основания для постановки Полянкиной А.И. на учет граждан в качестве нуждающейся в содействии по улучшению жилищных условий.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" определено, что учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Методика расчета доли семьи или одиноко проживающего гражданина в общей площади коммунальной квартиры определена Инструкцией о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, утвержденной Приказом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2005 N 80-п.
Согласно методике расчета, при расчете доли семьи в общей площади коммунальной квартиры жилая площадь квартиры определяется как сумма площадей всех жилых комнат. Общая площадь квартиры определяется как сумма всех частей квартиры, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
При расчете доли семьи в общей площади коммунальной квартиры общая площадь коммунальной квартиры делится на жилую площадь коммунальной квартиры и умножается на жилую площадь, занимаемую гражданами.
Исходя из того, что общая площадь квартиры, в которой проживает административный истец, составляет " ... " кв.м., жилая - " ... " кв.м., комнаты - " ... " кв.м., доля Полянкиной А.И. в общей площади коммунальной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", составляет " ... " кв.м., то есть более учетной нормы, установленной Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
На основании изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судебная коллегия считает, что отказ Администрации Невского района Санкт-Петербурга в постановке заявителя на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, повторяют позицию заявителя, изложенную в заявлении и поддержанную в суде первой инстанции, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 06 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Полянкиной А. И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.