Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Птоховой З.Ю.
судей Параевой В.С. и Александровой Ю.К.
при секретаре Красильникове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3395/2015 по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2015 года по иску военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона, действующего в защиту прав и законных интересов МВИ к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца, взыскании образовавшейся задолженности.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения представителя ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" - ВЕЕ, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона - НАА, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Санкт-Петербургского гарнизона, действуя защиту интересов МВИ, обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", в котором просил взыскать с ответчика в пользу МВИ недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с "дата" по "дата", а также обязать ответчика назначить и выплачивать МВИ пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что МВИ является сыном умершего "дата" военнослужащего Министерства обороны Российской Федерации в отставке МИС, являвшегося участником Великой Отечественной Войны, получает пенсию по случаю потери кормильца с "дата", однако пенсия выплачивается без повышения, предусмотренного пунктом "г" ст. 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2015 года на ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" возложена обязанность произвести за счет средств федерального бюджета расчет и выплату МВИ пенсии по случаю потери кормильца за период с "дата" по "дата" с учетом повышения, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Этим же решением на ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать с "дата" МВИ пенсию по случаю потери кормильца с учетом указанного повышения.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда считая его незаконным и необоснованным.
МВИ решение суда не оспаривается.
Истец МВИ, извещенный о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, причин неявки не сообщил, доказательств их уважительности не представил в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что МВИ является сыном умершего "дата" военнослужащего Министерства обороны Российской Федерации в отставке МИС, являвшегося участником Великой Отечественной Войны, получает пенсию по случаю потери кормильца с "дата".
МИС в период с "дата" по "дата" в составе действующей армии проходил военную службу в распоряжении " ... ".
МВИ с "дата" получает пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года, в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу требований п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что повышение к пенсии, предусмотренное пунктом "г" ч. 1 ст.45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года, производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем, обязал ответчика назначить и выплачивать МВИ пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения.
Данные выводы суда основаны на правильном толковании положений Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Положения закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года предусматривают три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, т.е. в данном случае от дохода, который получал сам кормилец.
Статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
В соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.
Отсюда следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца, и вывод суда об удовлетворении исковых требований истца о перерасчете пенсии и взыскании недополученных сумм является правильным, т.к. согласно ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку материалами дела достоверно установлено, что отец МВИ - МИС являлся участником Великой Отечественной Войны, то судом сделан правильный вывод о том, что пенсия по случаю потери кормильца, назначенная и выплачиваемая МВИ, подлежит повышению в порядке, установленном пунктом "г" ст. 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Вместе с тем, судебная коллегия считает заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы относительно определения периода для выплаты пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, установленного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть 2 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I).
При таком положении, в силу пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перерасчет размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию.
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что МВИ к ответчику с заявлением о перерасчете суммы пенсии по случаю потери кормильца, не обращался.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает противоречащим закону вывод суда первой инстанции о наличии оснований для выплаты МВИ суммы пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения с "дата", постановленным без учета положения пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Поскольку настоящее исковое заявление подано в суд военным прокурором "дата", расчет задолженности по выплате пенсии по случаю потери кормильца следовало производить, начиная с "дата", то есть не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения в суд с заявленными требованиями, в связи с чем решение суда первой инстанции в части периода производства перерасчета подлежит изменению.
Оснований для отмены либо изменения решения суда в остальной части судебная коллегия не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2015 года изменить в части периода производства перерасчета пенсии.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" произвести расчет и выплатить МВИ за счет средств федерального бюджета недоплаченную сумму пенсии за период с "дата" по "дата" с учетом повышения в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В остальной части решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.