Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Малининой Н.Г.
судей
Кордюковой Г.Л., Охотской Н.В.
при секретаре
Шушковой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 декабря 2015 года гражданское дело N 2-2500/2015 по апелляционному представлению Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга на решение суда от "дата" по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга к закрытому акционерному обществу "Опытно-экспериментальная мебельная фабрика" об устранении нарушений природоохранного законодательства при сборе сточных вод в систему коммунальной канализации.
Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г., объяснения прокурора А, поддерживающей доводы апелляционного представления, представителя ответчика закрытого акционерного общества "Опытно-экспериментальная мебельная фабрика" - М, возражавшую против доводов прокурора, представителя третьего лица ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" - Б, полагавшую решение подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд в суд с иском к ответчику, в котором просил обязать ответчика в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу установить причину превышения нормативов сброса сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" через выпуск N1 "адрес", с превышением нормативов допустимого сброса сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", установленных Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08 ноября 2012 года N 148; обязать закрытое акционерное общество "Опытно-экспериментальная мебельная фабрика" (далее - ЗАО "Опытно-экспериментальная мебельная фабрика") в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на недопустимость превышений нормативов, установленных Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08 ноября 2012 года N 148, на выпуске N 1 "адрес" при сборе сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"; взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере " ... " рублей.
В обоснование исковых требований указано, что природоохранной прокуратурой в ходе контроля за соблюдением абонентом ЗАО "Опытно-экспериментальная мебельная фабрика" нормативов водоотведения по составу сточных вод ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" отобраны пробы сточных вод Общества в системе коммунальной канализации. Согласно извещениям установлен сброс сточных од с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству очных вод по веществам на выпуске N 1 "адрес". Учитывая вышеизложенное, ответчик допустил нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств сетей канализации). Выявленные нарушения влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга "дата" в удовлетворении исковых требований природоохранного прокурора отказано.
В апелляционной жалобе природоохранный прокурор просит решение отменить, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, и нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации на выпуске N 1, принадлежащего ответчику и расположенного по адресу: "адрес"
"дата" и "дата" ГУП "Водоканала Санкт-Петербурга" из системы коммунальной канализации были отобраны пробы сточных вод ЗАО "Опытно-экспериментальная мебельная фабрика".
Согласно извещению N ... от "дата" установлен сброс сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам на выпуске N 1: азот, аммонийный, алюминий, железо общее, медь, нефтепродукты, фенолы, фосфор фосфатов и цинк.
Согласно извещению N ... от "дата" установлен сброс сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам на выпуске N 1: алюминий, железо общее, марганец, медь, нефтепродукты, СПАВ (анионные) и цинк.
Согласно извещению N ... от "дата" установлен сброс сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам на выпуске N 1: цинк.
Из ответа руководителя ЗАО "Опытно-экспериментальная мебельная фабрика" Г следует, что по результатам получения извещения; N ... от "дата" о превышении установленных нормативов отведения Обществу начислена плата согласно постановлению Правительства Санкт-Петербург N ... от "дата". Кроме этого, в сентябре 2014 года была осуществлены мероприятия в виде промывки канализационного трубопровода, канализационных колодцев и откачки песчано-илистых отложений, по результатам которых превышение установленных нормативов водоотведения существенно уменьшилось, что подтверждается извещением N ... от "дата" Также запланирована очистка внутреннего двора от скопившегося металлолома и повторная промывка канализационного трубопровода в марте-апреле 2015 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил и из того, что в процессе рассмотрения дела ответчиком произведены действия по очистке сточных вод и по результатам анализа проб сточных вод от "дата", акта отбора проб N ... , отобранных ГУП "Водоканал", превышение установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам на выпуске N 1 ( "адрес" не установлено.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований природоохранного прокурора исходя из следующего.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2012 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Порядок водопотребления и водоотведения установлен в Санкт-Петербурге Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167, и Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 01 июня 2000 года N 11.
Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ определены Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга, утвержденными приказом Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Санкт-Петербурга от 25 ноября 1996 года N 201.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, технической и технологической возможностью очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защитой сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В соответствии с п. 63 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.
В соответствии с п. 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, обязанность по обеспечению эксплуатации систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, а также по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, соблюдению режима водопотребления и сброса сточных вод возложена на абонента, на которого также возложена ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
При этом в силу положений п. 93 указанных Правил абонент несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Согласно уведомлению N ... ( N ... ) от "дата" по результатам анализа проб сточных вод от "дата" превышений по веществам БПК 5, железо общее, взвешенные вещества, жиры, медь, ХПК, цинк на выпуске N 1 по адресу: "адрес", не установлено.
Вместе с тем, природоохранным прокурором г. Санкт-Петербурга исковое заявление было направлено в Московский районный суд "дата" в связи с превышением установленных нормативов на указанном выпуске N 1 по следующим веществам: азот аммонийный, алюминий, железо общее, медь, нефтепродукты, фенолы, фосфор фосфатов, марганец, СПАВ и цинк.
Превышение нормативов по перечисленным веществам подтверждается извещениями N ... от "дата", N ... от "дата", N ... от "дата".
Информация об отсутствии превышений азота аммонийного, алюминия, нефтепродуктов, фенолов, фосфора фосфатов, марганца и СПАВ отсутствует.
Возражения ответчика о причинах и источниках поступления загрязняющих веществ, принятые во внимание судом первой инстанции, носят вероятностный характер.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
В силу ст. 43 закона, при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и другими федеральными законами.
На основании ст. 27 ФЗ N 416 "О водоснабжении и водоотведении", в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Лимиты на сбросы устанавливаются при наличии у таких абонентов утвержденного плана снижения сбросов.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08 ноября 2012 N 148, утверждены нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
Указанные нормативы распространяются на всех юридических лиц на территории Санкт-Петербурга, осуществляющих сброс сточных вод в систему коммунальной канализации. Следовательно, нормативы водоотведения по качеству сточных вод установлены для всех абонентов, осуществляющих сброс сточных вод в систему коммунальной канализации, вне зависимости от характера хозяйственной деятельности юридического лица, и ответственность за соблюдение нормативов водоотведения действующим законодательством возложена на абонента.
Таким образом, для предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду вследствие сброса сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга на ответчика должна быть возложена обязанность по принятию комплекса мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения установленных нормативов водоотведения и недопущению запрещенного сброса загрязняющих веществ.
Согласно статье 39 закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что ответчик ЗАО "Опытно-экспериментальная мебельная фабрика" допустил сброс сточных вод с превышением установленных нормативов по качеству сточных вод по веществам.
С учетом изложенного решение районного суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу "Опытно-экспериментальная мебельная фабрика" об устранении нарушений природоохранного законодательства при сборе сточных вод в систему коммунальной канализации.
Обязать закрытое акционерное общество "Опытно-экспериментальная мебельная фабрика" в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу установить причину превышения нормативов сброса сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" через выпуск N1 "адрес", с превышением нормативов допустимого сброса сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", установленных Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08 ноября 2012 года N 148.
Обязать закрытое акционерное общество "Опытно-экспериментальная мебельная фабрика" в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на недопустимость превышений нормативов, установленных Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08 ноября 2012 года N 148, на выпуске N 1 "адрес" при сборе сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Взыскать с закрытого акционерного общества "Опытно-экспериментальная мебельная фабрика" государственную пошлину в бюджет Санкт-Петербурга в сумме " ... " рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.