Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Охотской Н.В.
судей
Кордюковой Г.Л.,
Малининой Н.Г.
С участием прокурора
Алексеевой Ю.Б.
при секретаре
Прокофьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 декабря 2015 года гражданское дело N 2-3412/2015 по апелляционной жалобе Министерства Финансов Российской Федерации и по апелляционной жалобе Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 08 сентября 2015 года по иску КЮП к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании страхового возмещения.
Заслушав доклад судьи Охотской Н.В., объяснения представителя ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и "адрес" - СВА, поддержавшего доводы апелляционных жалоб, КЮП и его представителя - ХИС, возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Алексеевой Ю.Б., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
КЮП обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании в его пользу за счет казны Российской Федерации суммы страхового возмещения в размере " ... " рублей, штрафа за просрочку уплаты страхового возмещения за период с "дата" по "дата" в размере " ... " рублей, компенсацию морального вреда " ... " рублей.
Требования мотивированы тем, что приказом ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" N ... л/с КЮП уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по ст. 58 п. "ж" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по болезни. Истцу установлена 2 группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период службы.
Жизнь и здоровье истца были застрахованы в ОАО СК "РОСТРА".
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга с ОАО "СК "РОСТРА" взыскано страховое возмещение в сумме " ... " рублей.
Получить страховое возмещение, взысканное по решению суда, истец не может, так как страховщик был признан банкротом, конкурсное производство в отношении него определением Арбитражного суда Москвы от "дата" N А40-105041/11 завершено, сведения об ОАО СК "Ростра" исключены из ЕГРЮЛ.
В силу того, что гарантии социальной защиты сотрудников ОВД являются расходными обязательствами Российской Федерации и обеспечиваются за счет казны, истец полагал необходимым взыскать страховую выплату за счет казны Российской Федерации.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования удовлетворены.
С Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано в пользу КЮП страховое возмещение в сумме " ... " рублей.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение суда отменить, полагая, что оно постановлено с нарушением норм процессуального и материального права и что законных оснований для возложения на казну обязанности произвести выплату капитализированных платежей не имеется, поскольку денежные выплаты должны быть осуществлены истцу в ином порядке.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель Министерства финансов Российской Федерации не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, приходит к следующему.
В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий, осуществляемое за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям) (пункт 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 28.03.1998 N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент страхового случая) жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - служба), военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
При наступлении страховых случаев военнослужащие и приравненные к ним лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, если инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов. К страховым случаям относится установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона страховые суммы выплачиваются при наступлении страхового случая, в том числе, в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов: инвалиду I группы - 1 500 000 рублей; инвалиду II группы - 1 000 000 рублей; инвалиду III группы - 500 000 рублей.
Из материалов дела следует, что приказом ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" N ... л/с истец уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по ст. 58 п. "ж" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по болезни. Истцу установлена 2 группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период службы.
Согласно представленной справке серии МСЭ -2011 N ... от "дата" истцу установлена инвалидность 2 группы с "дата" причина инвалидности - заболевание полученное в период прохождения военной службы.
"дата" между ГУ МВД России по Санкт-Петербургу
и Ленинградской области и ОАО "СК "Ростра" был заключен
государственный контракт N ... , объектами данного
договора страхования являлось страхование жизни и здоровья
застрахованных рядового и начальствующего состава ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Срок действия указанного контракта, вступившего в силу с "дата" составлял один год.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" в редакции, действующей в указанный период, было предусмотрено право на выплату единовременной страховой суммы как инвалиду второй группы в размере 50 окладов денежного содержания.
Определением Арбитражного суда Москвы NА40-105041/11 95-463 "Б" от "дата" ОАО "СК "Ростра" признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Москвы от "дата" завершено конкурсное производство в отношении ОАО "СК "Ростра", общество исключено из ЕГРЮЛ.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку истцу установлена 2 группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, инвалидность наступила в течение одного года после увольнения истца со службы, он имеет право на получение страхового возмещения в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ.
Принимая во внимание, что должником по выплате истцу страхового возмещения вреда здоровью является ликвидированное ОАО "СК "Ростра", обязательство по возмещению лицу, застрахованному в связи с исполнением им обязанностей государственной службы, при ликвидации организации, обязанной на основании Государственного контракта осуществлять страховые выплаты, ложится на казну государства, представителем которого в данных правоотношениях является Министерство финансов Российской Федерации, которое в этой связи выступает не в роли причинителя вреда, а в качестве публичного органа, выражающего общие интересы, а также в роли распорядителя государственного бюджета.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо достоверные доказательства тех обстоятельств, что истец наделен правом требования денежных выплат по аналогии с выплатой капитализированных повременных платежей в порядке, установленном статьей 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В силу положений статьи 7 Федерального закона РФ от 28.03.1998 года N 52-ФЗ ответственность страхователя перед выгодоприобретателем наступает лишь в том случае, если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом, при этом в соответствии с частью 1 статьи 8 данного Закона обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов.
Из материалов дела следует, что государство выполнило свою обязанность, осуществило бюджетное финансирование обязательного страхования и дальнейшее заключение со страховой организацией ОАО "СК "Ростра" через уполномоченное лицо ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области государственного контракта от "дата" об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц. Страховая выплата истцу в размере 50 окладов денежного содержания не произведена в связи с банкротством и ликвидацией страховщика ОАО "СК "Ростра".
Положения Федерального закона РФ от 28.03.1998 года N 52-ФЗ не устанавливают порядка осуществления соответствующей гарантии в том случае, если страховая компания, в которой были застрахованы жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц, была ликвидирована до полного исполнения обязательств по заключенному с ней государственному контракту, предметом которого являлось обязательное государственное страхование жизни и здоровья указанных выше лиц.
Однако Правительством РФ издано распоряжение от 09.06.2015 года N 1063-р "О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке" выделены МВД России бюджетные ассигнования в размере 182 032 000 рублей для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке, а также членам семей погибших (умерших) сотрудников из числа выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию.
Пунктом 2 Распоряжения установлено, что МВД России производит выплату единовременной материальной помощи в следующем размере:
в случае установления сотруднику в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, инвалидности: I группы - 400 тыс. рублей; II группы - 300 тыс. рублей; III группы - 157 тыс. рублей.
Таким образом, государство установило порядок и размер материальной помощи гражданам, не получившим страховое возмещение в установленном порядке.
Учитывая, что фактически в настоящем деле истцом поставлен вопрос о производстве за счет бюджетных средств выплат, причитающихся ему в целях возмещения вреда здоровью, ввиду ликвидации должника, обязанного осуществить указанные выплаты, который на момент разрешения спора судом первой инстанции не был законодательно урегулирован, судебная коллегия принимает во внимание, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 N 1063-р предусмотрено осуществление выплат единовременной материальной помощи, гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке, а также членам семей погибших (умерших) сотрудников из числа выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию.
При этом размер указанных выплат отличается от размера страховых выплат, а обязанность по осуществлению данных выплат, производимых из резервного фонда Правительства Российской Федерации, возложена не на Министерство финансов Российской Федерации, а на МВД России, которое в качестве ответчика по настоящему делу не заявлено.
Также судебная коллегия принимает во внимание, что "дата" КЮП получена единовременная денежная выплата в размере " ... " рублей.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу, что в данном случае решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в силу чего оно подлежит отмене, а заявленные исковые требования - отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 года отменить.
Постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований КЮП к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании страхового возмещения - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.