Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N2-4809/2015 по апелляционной жалобе Зубкова Д. С., действующего в интересах Батуро Е. О. на основании доверенности, на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июня 2015 года, постановленное по заявлению Батуро Е. О. о признании незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя заинтересованного лица - Щербаковой М.Г., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батуро Е.О. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу) N ... от 13 мая 2015 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила суд возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу обязанность осуществить постановку на государственный кадастровый учет названного земельного участка.
В обоснование заявления Батуро Е.О. указала, что к заявлению о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка представлен межевой план земельного участка на электронном носителе, который изготовлен кадастровым инженером Д. Согласно Приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" в случаях предусмотренных законом, сведения о земельных участках в межевой план вносятся на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (утвержденных в установленном порядке схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, проектов границ земельных участков, актов об установлении сервитутов и т.п.). Копии таких документов включаются в Приложение. В связи с этим, а также учитывая, что в состав приложений межевого плана, представленного заявителем, включена копия распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от "дата" 2014 года N ... , Батуро Е.О. считает незаконным требование ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу о предоставлении утвержденного проекта межевания территории либо при отсутствии такого проекта - схему расположения земельного участка (ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации). Поэтому считает неправомерным решение государственного регистратора о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июня 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит отменить решения суда, как постановленное при неправильном применении судом норм материального права.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - в соответствии ч.2 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ, согласно которой не рассмотренные до 15 сентября 2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В суде апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу, полагая решения суда законным и обоснованным, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель Батуро Е.О. о времени судебного разбирательства извещена, в судебное заседание не явилась, доказательств уважительности причин неявки или ходатайство об отложении судебного разбирательства, не представила.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя.
Судебная коллегия, выслушав представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, 25 апреля 2015 года Батуро Е.О. через Многофункциональный центр Санкт-Петербурга по " ... " району обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу с заявлением о поставке на государственный кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: "адрес". К заявлению приложен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 1 земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: "адрес", и земель, находящихся в государственной собственности.
В состав приложений межевого плана включена копия распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от "дата" 2014 года N ... "Об утверждении границ земельного участка". Данное распоряжение издано в рамках процедуры изменения характеристик ранее учтенного земельного участка в целях устранения территориальных недостатков землепользования во исполнение Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2003 года N 31-рп, а не в связи с образованием земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления Батуро Е.О. и приложенных к нему документов 13 мая 2015 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по причине несоответствия содержания представленных документов требованиям закона.
Разрешая возникший спор и приходя к выводу о правомерности решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу, суд первой инстанции указал, что в представленном заявителем на государственный кадастровый учет межевом плане отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также сведения о том, что образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания, как того требует ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в порядке, установленном п. 20 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу не поступали. Следовательно, оснований для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости не возникло. Поэтому ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу законно и обоснованно приостановило государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: "адрес", на основании п.5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предложив заявителю устранить выявленные недостатки.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.
Статьей 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка одним из необходимых для такого учета документов является межевой план.
Форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков утверждены приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412.
Согласно подп. 3, 5 п. 22 Требований к подготовке межевого плана, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, документация по планировке территории (проекты межевания территорий).
Если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 7 и 8 пункта 22 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения межевого плана.
В соответствии с подп. 5 п. 22 Требований в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.
Как установлено п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц (п. 20 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Пунктом 1 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пп. 2, 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Указанные нормы Земельного кодекса Российской Федерации вступили в силу с 01 марта 2015 года.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об утверждении проекта межевания территории.
Как верно указано заявителем и судом первой инстанции, в состав приложений представленного межевого плана включена копия распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от "дата" 2014 года N ... "Об утверждении границ земельного участка". Данное распоряжение издано в рамках процедуры изменения характеристик ранее учтенного земельного участка в целях устранения территориальных недостатков землепользования во исполнение Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2003 года N 31-рп, а не в связи с образованием земельного участка. Поэтому суд сделал правильный вывод о том, что представленное распоряжение не является документом, изданным во исполнение ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации и не заменяет собой утвержденный проект межевания территории либо при отсутствии такого проекта - схему расположения земельного участка.
Поскольку для проведения кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", заявителем не представлены утвержденный проект межевания территории, либо в случае его отсутствия схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная надлежащим образом, и в порядке, установленном п. 20 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в ФГБУ "ФКП Росреестра" такие сведения не подавались, то решение государственного регистратора о приостановлении процедуры государственного кадастрового учета земельного участка, является законным и обоснованным.
Таким образом, разрешая дело, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал верную оценку собранным доказательствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Апелляционная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не проверены судом первой инстанции, по существу сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, положенным в основу заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.