Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бутковой Н.А.,
Стаховой Т.М.
при секретаре
Гуль Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3165/15 по апелляционной жалобе Военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2015 года по заявлению П. об оспаривании решения призывной комиссии внутригородского муниципального образования.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В.., объяснения заявителя ... , представителя заявителя - адвоката Андреева В.А. (по ордеру и доверенности), представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга Ромаева И.А.(по доверенности), представителя администрации Выборгского района Санкт-Петербурга Карпухиной Н.В. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
П. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о признании незаконным решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "адрес" Санкт-Петербурга от "дата", которым заявитель был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и предоставлена отсрочка от призыва на военную службу дол "дата".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права П. просил суд возложить на призывную комиссию обязанность принять решение об освобождении его от военной службы и зачислении в запас по состоянию здоровья.
Кроме того, П. просил суд взыскать с администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в пользу П. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере " ... " рублей.
В обоснование поданного в суд заявления П. ссылался на то обстоятельство, что страдает заболеваниями, позволяющими установить ему категорию годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе, тогда как в соответствии с оспариваемым решением призывной комиссии заявителю предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2015 года заявление П. удовлетворено: признано незаконным решение призывной комиссии муниципального образования " ... " от "дата" о признании П. ограниченно годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности "Б-4"), предоставлении отсрочки от военной службы до "дата"; на призывную комиссию возложена обязанность принять решение о признании П. ограниченно годным к военной службе (категория годности "В") на основании статьи " ... " Расписания болезней, освободив от призыва на военную службу.
Этим же решением с администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в пользу П. взысканы расходы на уплату государственной пошлины в размере " ... " рублей.
В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - в соответствии частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ.
Представитель призывной комиссии ВМО Санкт-Петербурга МО " ... ", Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в части.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
П. принят на воинский учет РВК по " ... " району Санкт-Петербурга "дата" (л.д. " ... ").
Решением призывной комиссии МО "адрес" Санкт-Петербурга от "дата" П ... признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, с присвоением категории годности "Б-4", в связи с выявлением у него заболеваний, предусмотренных статьями " ... " Расписания болезней, заявителю предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до "дата", в связи с обучением на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (л.д. " ... ").
Согласно данным медицинских обследований, представленных П., у заявителя на момент принятия призывной комиссий "адрес" оспариваемого решения имелся ряд заболеваний, позволявших принять решение об освобождении его от военной службы.
" ... "
По результатам " ... " исследования " ... " от "дата", проведенного в диагностическом центре " " ... "", выявлены начальные признаки проявлений " ... "
Согласно выписному эпикризу из Городской " ... " " ... " от "дата", по результатам " ... " у П. выявлена " ... "
В целях проверки доводов заявителя о наличии у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы и на основании заявленного П. ходатайства определением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2015 назначена судебная военно-врачебная медицинская экспертиза в ЧМУ " " ... "
Заключением экспертов ЧМУ " ... " N ... от "дата" установлено, что у П. в период прохождения медицинского освидетельствования во время осеннего призыва " ... " года имелся " ... "
Экспертное заключение не содержит каких-либо неясностей, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК Российской Федерации; ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы заинтересованными лицами не заявлялось, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица подлежат отклонению.
Указанное заболевание на основании статьи " ... " Расписания болезней позволяло военно-врачебной комиссии установить П. категорию годности "В" - ограничено годен к военной службе, а призывной комиссии ВМО Санкт-Петербурга МО " ... " на основании статей 23, 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - принять решение об освобождении заявителя от призыва на военную службу и зачислению в запас.
Согласно статье 23 (подпункт "а" пункта 1) Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, освобождаются от призыва на военную службу и, в соответствии с пунктом 1 (абз. 4) статьи 52 этого же Федерального Закона, подлежат зачислению в запас Вооружённых сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указывать на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объёме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.
Таким образом, федеральным законодательством прямо предусмотрены правовые последствия выявления у призывника, по результатам его медицинского освидетельствования, заболевания, влекущего за собой признание его ограниченно годным к военной службе, в связи с чем, возложение судом на призывную комиссию обязанности принятия решения о признании П. ограниченно годным к военной службе следует признать обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Удовлетворяя требования П. о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции пришёл к выводу, что администрация Выборгского района является органом, который обязан компенсировать такие расходы, поскольку к компетенции районной администрации отнесено обеспечение проведения мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности.
Данный вывод суда нельзя признать правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них решения о призыве на военную службу либо иного предусмотренного законом решения.
Пунктом 7 статьи 1 названного Федерального закона предусмотрено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата, при содействии местной администрации.
Пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года N 1609 (далее Положение), установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Создание, реорганизация и ликвидация военных комиссариатов осуществляются в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации. Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 5, 6 Положения).
В соответствии с пунктом 17 Положения, именно в обязанности военного комиссариата входит организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призыва на военную службу граждан.
В соответствии с абзацем 1 подпункта 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учётом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
Согласно пункту 3 названных Правил, компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности.
Таким образом, поскольку призыв граждан Российской Федерации на военную службу является одной из форм осуществления воинской обязанности, проведение которого организует военный комиссариат через свои отделы в муниципальных районах и городских территориях за счёт средств федерального бюджета, судебные расходы, понесённые П. в целях представления доказательств по данному делу, суду первой инстанции следовало взыскать с Военного комиссариата Санкт-Петербурга.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2015 года по делу N 2-3165/15 в части взыскания судебных расходов с администрации Выборгского района Санкт-Петербурга отменить.
Взыскать с Военного комиссариата Санкт-Петербурга в пользу П. " ... " рублей - расходов на уплату государственной пошлины.
В остальной части решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2015 года по делу N 2-3165/15 оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.