Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Чуфистова И.В., Ивановой Ю.В.
с участием прокурора
Тимуш А.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании 16 октября 2015 года административное дело N 2а-1139/15 по апелляционной жалобе Медведева А.А. на решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2015 года по административному исковому заявлению Медведева А.А. к избирательной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Солнечное о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата, обязании устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя Медведева А.А. - Васильева С.И., председателя избирательной комиссии МО п. Солнечное - Садофеева А.В., заключение прокурора Тимуш А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Медведев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии МО п. Солнечное, в котором просил признать незаконным решение избирательной комиссии МО п. Солнечное N ... от "дата" об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга п. Солнечное пятого созыва по многомандатному избирательному округу N ... , обязать избирательную комиссию МО п. Солнечное принять решение о регистрации его в качестве кандидата в депутаты.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что итоговым протоколом проверки подписей, проставленных в подписных листах кандидата в депутаты признаны недействительными две подписи избирателей, одна из них по причине отсутствия реквизитов паспорта лица, проставившего подпись, а вторая - по причине проставления даты подписи лицом, удостоверяющим подписной лист. По мнению Медведева А.А., оспариваемое решение нарушает его право избирать и быть избранным, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
Решением Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 28.09.2015 Медведеву А.А. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 28.09.2015, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, что решением избирательной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Солнечное от "дата" N ... назначены досрочные выборы депутатов муниципального совета муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Солнечное пятого созыва на "дата".
Согласно решению избирательной комиссии МО поселок Солнечное от "дата" N ... количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга "адрес", составляет не менее " ... ".
"дата" Медведев А.А. подал в избирательную комиссию МО поселок Солнечное заявление о согласии баллотироваться на выборах в депутаты муниципального совета данного муниципального образования. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться, административный истец представил имеющиеся у него документы, подлежащие представлению в избирательную комиссию.
Кроме того, Медведевым А.А. в избирательную комиссию МО поселок Солнечное были представлены подписные листы, содержащие " ... " подписей избирателей.
Из итогового протокола проверки подписей избирателей, составленного избирательной комиссией МО поселок Солнечное "дата", следует, что недействительными в данных подписных листах признаны " ... " подписи избирателей, из них одна подпись в подписном листе N ... - в связи с отсутствием паспортных данных избирателя, проставившего подпись, а другая в подписном листе N ... - в связи с тем, что рукописный текст в графе "Дата внесения подписи" выполнен лицом, удостоверяющим подписной лист (сборщиком подписей).
Решением избирательной комиссии МО поселок Солнечное от "дата" N ... Медведеву А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Солнечное пятого созыва по многомандатному избирательному округу N ... на основании подпункта "ж" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26.05.14 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Основанием для отказа в регистрации Медведева А.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Солнечное пятого созыва явилось отсутствие необходимого количества действительных подписей избирателей в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидата Медведева А.А.
Пунктом 1 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" предусмотрено, что в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному либо многомандатному избирательному округу, должны быть собраны подписи избирателей в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего многомандатного избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей.
Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата (пункт 7 названной статьи).
В силу положений п.п. 1 - 3 ст. 27 указанного закона окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Проверке подлежат все представленные подписи избирателей, находящиеся в подписных листах, собранные в поддержку всех кандидатов
Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов окружной избирательной комиссии и привлеченных экспертов и специалистов.
К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и(или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (п. 5 вышеуказанной статьи).
В соответствии с п. 10 ст. 27 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной.
В силу положений п. 13 ст. 27 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" недействительными признаются: подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, и(или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей избирателей, количество представленных подписей избирателей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей избирателей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 4 статьи 28 настоящего Закона Санкт-Петербурга, кандидат вправе получить в окружной избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными, с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия окружной избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с Федеральным законом и только в пределах подписей избирателей, подлежавших проверке (п. 16 ст. 27 названного закона).
Статьей 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определен порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата.
В силу п. 20 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представляемых в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 5 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей указанных лиц, число представляемых подписей может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на две подписи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки кандидата. Срок такой проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более 10 дней. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной. Если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п. 6.3 ст. 38 названного Федерального закона).
Подпунктами "г", "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 1 и 3 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, - также при наличии решения о выдвижении, указанного в пункте 7 статьи 24 настоящего Закона Санкт-Петербурга), иных документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при условии поддержки выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в статье 35.1 Федерального закона, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты согласно пп. "ж" п. 4 ст. 28 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26.05.14 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как усматривается из материалов дела, основанием для признания одной подписи в подписном листе N ... , представленного Медведевым А.А. послужило отсутствие паспортных данных избирателя, проставившего подпись.
Вывод избирательной комиссии МО поселок Солнечное о признании подписи в подписном листе N ... , представленном Медведевым А.А., недействительной сделан на основании заключения специалиста " ... " ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N ... , поскольку рукописный текст в графе "Дата внесения подписи" выполнен лицом, удостоверяющим подписной лист (сборщиком подписей).
Признание недействительными двух подписей избирателей, исходя из требований подпунктов "г" и "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "ж" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.14 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" препятствовало избирательной комиссии принять решение о регистрации Медведева А.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Солнечное пятого созыва, поскольку количество действительных подписей избирателей составляло менее установленного количества.
Довод административного истца Медведева А.А. о том, что заключение специалиста не могло послужить основанием для признания недействительной подписи избирателя в подписном листе N ... , поскольку в данном случае необходимо было заключение эксперта, правомерно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Ссылка административного истца на то обстоятельство, что в заключении специалиста N ... от "дата" отсутствует исследовательская часть, по мнению судебной коллегии не может служить основанием для признания его незаконным.
Заключение специалиста составлено в письменной форме, уполномоченным на то должностным лицом, имеющим в силу положений ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" право на проведение почерковедческого исследования подписных листов, содержащих подписи избирателей.
Доводы Медведева А.А. о том, что отсутствие паспортных данных избирателя, проставившего подпись в подписном листе N ... , не может служить основанием для отказа в регистрации его в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО поселок Солнечное, поскольку не является значительным нарушением избирательного права, в связи с чем решение избирательной комиссии надлежало отменить, следует признать несостоятельными, исходя из следующего.
Требования, изложенные в п. 7 ст. 25 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", применительно к указанию в подписных листах сведений об избирателях обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных.
Избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, и потому отсутствие паспортных данных избирателя на подписном листе N ... следует признать существенным нарушением действующего избирательного законодательства.
Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного п. 1 ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Так как две подписи избирателей в подписных листах, представленные в поддержку Медведева А.А, являлись недействительными, количество представленных заявителем подписей избирателей в избирательную комиссию МО поселок Солнечное составило " ... " штук, тогда как необходимо было представить минимум " ... " подписей избирателей, то есть одно из условий, предусмотренных п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", необходимое для регистрации кандидата отсутствовало, следовательно, оснований для отмены решения избирательной комиссии МО поселок Солнечное от "дата" N ... у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Медведева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.