Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу гражданки "данные изъяты" Кочкаровой Хайитхон Насрединовны на постановление судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 декабря 2015 года, вынесенное в отношении Кочкаровой Х.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности Кочкарову Х.Н, судья,
установила:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 декабря 2015 года Кочкарова Х.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в самостоятельном контролируемом порядке.
Не согласившись с постановлением, Кочкарова Х.Н. в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратилась с жалобой в Новосибирский областной суд, в которой просит изменить постановление судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 декабря 2015 года, исключив из него указание на назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В обоснование жалобы Кочкаровой Х.Н., указано, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Считает, что её действия надлежало квалифицировать по ч.1 ст. 18.8 либо по ч.2 ст.18.8 КоАП РФ. Кроме того судом не учтены смягчающие её вину обстоятельства, а именно то что она ранее не привлекалась к административной ответственности. Полагает возможным, с учетом изменения квалификации, не назначать ей дополнительное наказание в виде административного выдворения.
Жалоба подана в установленный законом срок, препятствий для ее рассмотрения не установлено.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности Кочкарову Х.Н., которая пояснила, что на территории РФ находятся её дети, которые учатся в школе, гражданами РФ они не являются, здесь проживает и её единственный родственник - брат, который является гражданином РФ, нарушение закона допущено ею, в связи с его незнанием, прихожу к следующим выводам.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и устанавливает помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 года) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 25.10 Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 года) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся ... в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, гражданка "данные изъяты" Кочкарова Х.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения прибыла на территорию Российской Федерации 25 июня 2015 года. В период с 25 сентября 2015 года и по настоящее время, в нарушение требований пункта 2 статьи 5 Федерального закона N115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" по окончанию разрешенного законом срока пребывания, от выезда с территории Российской Федерации уклоняется.
Указанные обстоятельства подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении 54 МС N424589 от 23 декабря 2015 года (л.д.2);
- копией миграционной карты (л.д.3), а также другими доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в судебном заседании Кочкарова Х.Н. вину в совершении административного правонарушения признала полностью.
Нахожу выводы судьи районного суда о наличии в действиях Кочкарова Х.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными, обоснованными и соответствующими установленным обстоятельствам.
Оснований для изменения назначенного судьей районного суда, наказания не усматриваю в силу нижеследующего.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа с выдворением за пределы РФ.
Создавая условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, государство несет ответственность за исполнение этой конституционной обязанности и должно оставаться способным ее исполнять при помощи доступных ему ресурсов, включая социальную защиту, здравоохранение, рынки труда и жилья, поддерживая приемлемую для этого миграционную ситуацию. Соответственно, исходя из предписаний Конституции Российской Федерации и требований международно-правовых актов, в частности Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Российская Федерация вправе использовать действенные законные средства, которые позволяли бы ей контролировать на своей территории иностранную миграцию, следуя при этом конституционным критериям ограничения прав, свобод и не отказываясь от защиты своих конституционных ценностей. Государство вправе, не отступая от конституционных установлений, предусмотреть в федеральном законе меры ответственности и правила их применения, действительно позволяющие следовать правомерным целям миграционной политики, для пресечения правонарушений, восстановления нарушенного правопорядка в области миграционных отношений, предотвращения противоправных (особенно множественных) на него посягательств угрозой законного и эффективного их преследования. В пределах законодательной дискреции остается и усиление мер административной ответственности вследствие роста опасности административных правонарушений определенного вида, как это следует, например, из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П. В Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что усиление административной ответственности за правонарушения, объектами которых выступают общественные отношения, нуждающиеся в повышенной защите государства, само по себе не выходит за рамки законодательного усмотрения. Аналогичная позиция Конституционного Суда РФ изложена и в Определении от 05 марта 2014г. за N 628-О.
Мера ответственности в виде обязательного административного выдворения введена федеральным законом, как того требует статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающая ограничения конституционных прав и свобод для защиты поименованных в ней ценностей. Цели защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства не исключают и мер ответственности, применяемых на основании федерального закона и предназначенных пресечь или предотвратить пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, чье незаконное присутствие может таким целям противоречить.
Законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания и, не исчерпывая собой содержания оседлости, составляет ее условие, чем и дает государству особые основания уважать право мигранта на частную жизнь, тем самым исключая возможность его административного выдворения или ограничивая эту возможность такими случаями административных, в частности, правонарушений в области миграционного законодательства, которые в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания в силу насущной социальной необходимости.
Кочкарова Х.Н. в жалобе указывает, что суд при назначении административного наказания в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации в самостоятельном контролируемом порядке, не учел смягчающее обстоятельство, а именно тот факт, что ранее она не подвергалась административному наказанию.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 09.04.2015 Кочкаровой Х.Н. совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении режима пребывания на территории Российской Федерации, ответственность, за которое предусмотрена ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, в связи с чем, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа (л.д. 8).
Таким образом, довод жалобы подлежит отклонению.
Каких-либо доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших Кочкарова Х.Н. в установленные законом сроки обратиться в соответствующие органы для разрешения вопроса о легальности своего нахождения на территории Российской Федерации не представлено, доводов указывающих на наличие таких обстоятельств не приведено.
Довод о проживании детей Кочкаровой Х.Н. на территории РФ в качестве такого исключительного обстоятельства принят быть не может, поскольку дети не являются гражданами РФ. Каких-либо доказательств совместного проживания, ведения общего хозяйства, наличия единого бюджета с братом, являющимся гражданином РФ, Кочкаровой Х.Н. суду не представлено. Из приобщенных к материалам дела доказательств, следует, что как сама Кочкарова Х.Н., так и её несовершеннолетние дети проживают отдельно от её брата, что опровергает наличие семейных отношений. Родственные отношения не являются исключительным обстоятельством, с точки зрения назначения наказания в виде административного выдворения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что назначенное Кочкаровой Х.Н. административное наказание не повлекло необоснованного нарушения ее прав.
Суд учитывает, что санкцией ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа с административным выдворением за пределы РФ. Таким образом такое наказание как выдворение является обязательным. Исключительных обстоятельств для назначения наказания в виде штрафа без административного выдворения, судом при рассмотрении данного дела, не установлено.
Постановление вынесено уполномоченным судьей, в установленный законом срок, назначенное наказание соответствует санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 декабря 2015 года не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобу гражданки Республики "данные изъяты" Кочкаровой - без удовлетворения.
Судья "подпись" Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела N 7- -2016
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.