судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Щуровой А.Н.,
судей Корчинской И.Г., Маркатюк Г.В.,
при секретаре судебного заседания Алексеевой Л.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Щуровой А.Н.,
дело по иску Лебедевой С.Р. к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений и Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГУ 3 отдел Центрального регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, администрации г. Енисейска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Чаловской Е.В.,
на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 27 мая 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Лебедевой С.Р. к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о приватизации жилья, удовлетворить.
Признать за Лебедевой С.Р., "дата" года рождения, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, общей площадью "данные изъяты" кв. м, с кадастровым номером N, по адресу: "адрес"".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лебедева С.Р. обратилась в суд с требованием о признании за ней в порядке приватизации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес"
Свои требования мотивировала тем, что с "дата" и по настоящее время она работает в войсковой части N в качестве "данные изъяты". С 2 августа 2002 года проживает в "адрес". Квартира предоставлена ей и членам её семьи - дочери ФИО18 на основании ордера N от 20 августа 2002 года, выданного Исполнительным комитетом поселкового Совета народных депутатов г. Красноярск-66. Военный городок, в котором находится указанная квартира, ранее был отнесен к числу закрытых военных городков, но в настоящее время таковым не является. Квартира не является служебной, в приватизации она никогда ранее не участвовала, в связи с чем, имеет право на получение в собственность занимаемого жилого помещения, так как вселена в спорное жилое помещение на условиях социального найма.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Центррегионжилье" - Чаловская Е.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что жилое помещение на момент предоставления Лебедевой С.Р. и до настоящего времени имеет статус служебного жилья, из специализированного жилищного фонда не исключалось, предназначено для проживания военнослужащих. Истцу жилое помещение предоставлено на основании служебного ордера, с Лебедевой С.Р. заключен договор найма служебного жилого помещения. На учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Лебедева С.Р. не состояла, доказательств, свидетельствующих о наличии у нее права на получение жилого помещения на условиях социального найма не представлено. Факт регистрации истца в данном жилом помещении, а также добросовестного исполнения обязанности по содержанию жилого помещения, не свидетельствует о предоставлении ей квартиры на условиях социального найма. Исключение военного городка N 1 в г. Енисейске из Перечня закрытых военных городков не приводит автоматически к утрате жилым помещением статуса служебного. Спорная квартира находится в федеральной собственности в ведении Министерства обороны РФ, в оперативном управлении ФГКУ Сибирской ТУИО" Минобороны РФ, которое соответствующего решения о переводе квартиры из разряда служебное в жилое помещение социального назначения не принимало.
В возражениях на апелляционную жалобу Лебедева С.Р. и ее представитель Матюшкин Д.А. полагают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, и, считая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся и не сообщивших о причинах неявки, Судебная коллегия оснований к отмене судебного решения не усматривает.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Лебедевой С.Р. о признании за ней права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, общей площадью "данные изъяты" кв. м, с кадастровым номером N, по адресу: "адрес".
Выводы об этом в решении суда подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.
Согласно ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В силу ст. 10 указанного Кодекса граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
В соответствии со ст.ст. 101, 105, 106 ЖК РСФСР, жилое помещение включается в число служебных жилых помещений решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50-61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 настоящего Кодекса (ст. 106).
В силу ст. 48 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, действовавшей в момент вселения истцов в служебную квартиру, было предусмотрено, что работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. На эти цели выделяется 3 % от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п.20). Все жилые помещения учитываются в квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района (гарнизона) в книге учета жилых помещений, подлежащих заселению (п. 23). Предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (п. 43).
Заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений, служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, и общежитий производится по соответствующим ордерам. После оформления в установленном порядке ордеров на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает ордер непосредственно военнослужащему (лицу гражданского персонала Вооруженных Сил), которому предоставляется жилое помещение, а в исключительных случаях по доверенности передает их под расписку представителям воинских частей для вручения лицам, которым предоставляется жилое помещение. Выдача ордеров на служебное жилое помещение, а также вселение в служебное жилое помещение производятся в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках, выдаются КЭЧ района (п. 40 Инструкции).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции квартира "адрес" предоставлена Лебедевой С. И. и ее дочери Лебедевой С. Р. на основании ордера N от 20 августа 2002 года, выданного Исполнительным комитетом поселкового Совета народных депутатов г. Красноярск-66 на основании решения исполкома поссовета депутатов трудящихся от 9 сентября 2001 года N, на состав семьи - 2 человека. В ордере указано, что гражданин, получивший ордер, имеет право в течение 5 дней со дня его выдачи поселиться на предоставленную ему жилую площадь. Ордер выдан органом местного самоуправления и не содержит записи, что является служебным.
Лебедева С.Р. с "дата" и до настоящего времени состоит в трудовых отношениях с войсковой частью N в качестве "данные изъяты". В спорной квартире она зарегистрирована с 1 ноября 2003 года, фактически там проживает, несет бремя по содержанию жилого помещения. Её дочь - ФИО18, на регистрационном учете в спорной квартире не состоит, проживает по другому адресу, от участия в приватизации жилья отказалась, подтвердив это нотариально удостоверенным заявлением.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N 852-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности был включен военный городок в г. Енисейске Красноярского края.
Постановлением администрации г. Енисейска от 14 июля 2000 года N-п все жилые помещения, расположенные на территории военного городка N 1, признаны служебными. Доказательств тому, что после принятия данного решения спорное жилое помещение зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости, не представлено.
На основании передаточного акта от 1 апреля 2011 года при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ, жилой "адрес", в котором проживает истец, передан в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ на праве оперативного управления.
Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012г. N 487-р внесены изменения в раздел "Вооруженные силы РФ" Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной безопасности, где подраздел "Красноярский край" из Перечня исключен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что Лебедевой С.Р. выдан ордер обычного образца не Квартирно-эксплуатационной частью Красноярского района, как это предусмотрено Инструкцией N 80, а органом местного самоуправления - исполнительным комитетом г. Красноярск-66. Договор найма служебного жилья с Лебедевой С.Р. не заключался. В квартире Лебедева С. Р. проживает более 10 лет, осуществляя все необходимые платежи. С момента вселения Лебедевой С. Р. в спорную квартиру и до настоящего времени требования о необходимости освобождения жилого помещения ей не предъявлялись.
Кроме того, из Перечня жилищного фонда закрытых военных городков "Красноярский край" исключен, что свидетельствует о том, что занимаемое истцом жилое помещение к служебному жилищному фонду и жилищному фонду закрытого военного городка не относится.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что фактически жилое помещение было предоставлено истцу на условиях договора социального найма, в связи с чем может быть передано ей в собственность в порядке приватизации.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991г. N 1541-1 (в ред. от 16.10.2012г.) "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что истец Лебедева С.Р. в приватизации жилого помещения участия не принимала, иного жилья в собственности или по социальному найму не имеет, члены ее семьи от приватизации отказались, суд обоснованно пришел к выводу о признании за Лебедевой С.Р. права собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", в порядке приватизации.
Оснований сомневаться в правильности принятого по делу решения, у судебной коллегии не имеется. Доказательств в опровержение установленных судом обстоятельств, ответчиком не представлено.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда и содержат лишь субъективную оценку установленным по делу обстоятельствам, а также направлены к иному толкованию норм материального права, правильно примененных судом.
Доводы жалобы о том, что спорное жилое помещение предоставлялось истцу в качестве служебного, в связи с чем, оснований для признания за Лебедевой С.Р. права собственности в порядке приватизации на жилое помещение не имеется, судебной коллегией признаются несостоятельными за необоснованностью. Ссылка в апелляционной жалобе на наличие в материалах дела копии договора найма служебного жилого помещения, заключенного с Лебедевой С.Р., является не состоятельной, поскольку такой договор в материалах дела отсутствует, сторонами суду не был представлен в качестве доказательства.
Вопреки утверждениям жалобы в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено достаточных доказательств того, что жилое помещение предоставлено истцу на иных условиях, чем на условиях договора социального найма.
Указание в жалобе на то, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерство обороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, судебной коллегией отклоняется, поскольку не является основанием к отмене постановленного решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 27 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Чаловской Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.